администратор   Ирина Фёдоровна

По Старой Севастопольской Дороге

опубликовано: ноябрь 2015

Сегодняшний наш маршрут пройдёт по одной-единственной – Старой севастопольской дороге, но не охватит всей её протяжённости, а заключит тот её отрезок, который вполне по силам преодолеть за шесть-семь часов, учитывая, что дорога будет ровная, асфальтированная и без подъёмов. Мы поднимемся от Фороса до Байдарских ворот, потом, вернувшись немного назад, посетим Форосскую церковь и отправимся на восток по шоссе. Перед нашим взором проплывут такие населённые пункты, как Форос, Меллас, Кастрополь, Парковое, Понизовка, Кацивели, а через Оползневое и Голубой залив мы пройдём непосредственно. Из последнего населённого пункта мы спустимся на новую трассу Ялта – Севастополь (Южнобережное шоссе).

Вариантов начала пути по Старой севастопольской дороге много. Я предлагаю начать от Фороса по двум причинам. Во-первых, ровная асфальтированная дорога, по которой вы поднимитесь к шоссе. Во-вторых, самые красивые отрезки его – от Фороса до посёлка Голубой залив, дальше шоссе ныряет в Алупку. Таким образом, у вас есть возможность увидеть этот бесподобной прелести участок. 

Схема маршрута:

 

Итак, начнём. Не составит труда добраться до Фороса, точнее – до остановки на основной трассе. Не затруднит и отыскать дорогу, поднимающуюся от неё вверх к церкви. Дорога ровная, без резких подъёмов. 

 

1994. Старая севастопольская дорога ведёт к Форосской церкви 1995. Старая севастопольская дорога ведёт к Форосской церкви
Старая севастопольская дорога ведёт к Форосской церкви

Сделав большую петлю на восток, она вскоре повернёт на запад. Дорога проходит очень близко к скалам, которые впечатляют. 

1996. Старая севастопольская дорога в районе Фороса 1997. Старая севастопольская дорога в районе Фороса
Старая севастопольская дорога в районе Фороса

Форос остался внизу, его хорошо видно отовсюду. 

1998. Вид на Форос со Старой севастопольской дороги 1999. Вид на Форос со Старой севастопольской дороги
Вид на Форос со Старой севастопольской дороги

Скоро мы увидим Форосскую церковь, но зайдём в неё на обратном пути с Байдарского перевала. 

2000. Вид на Форосскую церковь со Старой севастопольской дороги 2001. Вид на Форос со Старой севастопольской дороги в районе Форосской церкви
Вид на Форосскую церковь со
Старой севастопольской дороги
Вид на Форос со Старой севастопольской дороги
в районе Форосской церкви

А до последнего идти совсем немного. Вы не пропустите этот знаменитый перевал, ведь его венчают не менее знаменитые Байдарские ворота. Этот памятник был построен ялтинским архитектором Карлом Эшлиманом к окончанию строительства шоссе Севастополь – Ялта, длившегося с 1837 по 1848 годы по распоряжению тогдашнего генерал-губернатора Таврической губернии, а значит, и Крыма в том числе, Воронцова.  Колонны на стороне портика, обращенного к морю, позволяют назвать это сооружение пропилеями, наиболее известные примеры которых можно найти в древнегреческом зодчестве. Когда проезжаешь Байдарские ворота, на ум приходят строчки из стихотворения Маяковского «Севастополь – Ялта»:

И вдруг вопьешься,  
любовью залив  
и душу,  
и тело,  
и рот.  

Так разом  
встают  
облака и залив 
в разрыве  
Байдарских ворот.  

И сразу  
дорога 
нудней и нудней,  
в туннель,  
тормозами тужась.  

Вот куча камня,  
и церковь над ней — 
ужасом  
всех супружеств.  

И снова  
почти 
о скалы скулой,  
с боков  
побелелой глядит.  

За воротами небольшой базарчик с сувенирами и провизией. Можете забраться непосредственно на Байдарские ворота, там есть смотровая площадка, откуда открывается панорама на Байдарскую долину и посёлок Форос. Кстати, высота этого места – 503 метра над уровнем моря по одним данным, по другим – 527. Рядом – известный  ресторан «Шалаш»,  до революции здесь была гостиница и постовая станция. Перевал окружён со всех сторон лесом. 

2002. Памятник архитектуры Байдарские ворота на Байдарском перевале 2003. Вид с горы Форос на Байдарский перевал
Памятник архитектуры Байдарские ворота
на Байдарском перевале
Вид с горы Форос
на Байдарский перевал

От Байдарского перевала возвращаемся к Форосской церкви. Можете посетить её или посидеть в тени на территории. Тут же можно прикупить провизию в киосках перед церковью. 

2004. Подходим к Форосской церкви по Старой севастопольской дороге
Подходим к Форосской церкви по Старой севастопольской дороге

Дорога идёт дальше, сделав одну петлю, на восток. Вы идёте в ощутимой близости от поднимающихся стенами гор. И так будет до самого перевала Шайтан-Мердвен, после которого дорога понемногу будет отступать от горного массива.

2005. Старая севастопольская дорога в районе Фороса проходит под горной стеной 2006. Старая севастопольская дорога в районе Фороса проходит под горной стеной
Старая севастопольская дорога в районе Фороса проходит под горной стеной

Ещё находясь на уровне посёлка Меллас, вы заметите красивейшую вершину этих мест Мердвен-Каясы. Как раз перед ней и находится знаменитый перевал Шайтан-Мердвен. 

2007. Вид на гору Мердвен-Каясы со Старой севастопольской дороги в районе Мелласа 2008. Вид на гору Мердвен-Каясы со Старой севастопольской дороги в районе Мелласа
Вид на гору Мердвен-Каясы со Старой севастопольской дороги в районе Мелласа

Наиболее близко шоссе подойдёт к горам возле того места, где в него вливается асфальтированная дорога из Оливы. По этой дороге  можно комфортно спуститься на новое шоссе (Южнобережное шоссе) в случае необходимости.  

2009. Дорога из Оливы вливается в Старую севастопольскую дорогу 2010. Старая севастопольская дорога в районе Оливы
Дорога из Оливы вливается
в Старую севастопольскую дорогу
Старая севастопольская дорога
в районе Оливы

Продолжаем свой путь. Примерно через километр от развилки вы увидите деревянный вход на перевал. Если вы таки решитесь на него подняться, Шайтан-Мердвен вознаградит вас прекрасными видами, в числе прочего с него будет видна Старая севастопольская дорога. Тем более что подъём не займёт более получаса времени. 

2011. Старая севастопольская дорога подходит к перевалу Шайтан-Мердвен 2012. Вид на Старую севастопольскую дорогу с перевала Шайтан-Мердвен
Старая севастопольская дорога подходит
 к перевалу Шайтан-Мердвен
Вид на Старую севастопольскую дорогу
 с перевала Шайтан-Мердвен

От перевала идём дальше. Дорога вступает ненадолго в лес, где будет ещё один спуск на Оливу. Оглянувшись, с этого ракурса увидите гору Форос. 

2013. Вид на гору Форос со Старой севастопольской дороги в районе Шайтан-Мердвен
Вид на гору Форос со Старой севастопольской дороги в районе Шайтан-Мердвен

Неожиданностью будет выглядеть дверной проём под скалой, видимо технического назначения, приятным сюрпризом – украшения обочины шоссе. 

2014. Техническое помещение под скалой на Старой севастопольской дороге 2015. На старой севастопольской дороге в районе Фороса
Техническое помещение под скалой на
Старой севастопольской дороге
На старой севастопольской дороге
в районе Фороса

Лес через некоторое время расступится, дорога станет открытой, горы по-прежнему проплывают вдоль нашего маршрута. Нет, зачехлить фотоаппарат не удастся.

2016. На старой севастопольской дороге в районе Шайтан-Мердвен 2017. Старая севастопольская дорога в районе Кастрополя
На старой севастопольской дороге
в районе Шайтан-Мердвен
Старая севастопольская дорога
в районе Кастрополя

На участке дороги между Кастрополем и Оползневым заметны следы обвалов. Особенно это бросается в глаза в районе посёлка Парковое. Самый крупный камнепад, оставивший после себя дурную память и сделавший поколение местных жителей осторожнее, произошёл в конце 18-го столетия. Тогда посёлок, ещё носивший название Кучук-Кой, на пару со своим соседом Кикинеизом (ныне Оползневое) сильно пострадал от гигантского оползня. Отныне основная часть Паркового находится ниже. Землетрясение 1927 года тоже внесло свою лепту в образование каменных нагромождений вдоль дороги. Над Парковым эти нагромождения особенно велики, их собирательное название – Кучук-Койский каменный хаос.

2018. Оползнеопасный участок в районе Паркового 2019. Старая севастопольская дорога в районе Паркового
Оползнеопасный участок
в районе Паркового
Старая севастопольская дорога
в районе Паркового

Иногда, гуляя по Старому севастопольскому шоссе, обнаружишь в довольно гладкой поверхности дорожного полотна выемку, явно оставленную упавшим камнем, а то и целый валун, прикатившийся с горного склона.

В районе Кастрополя и Паркового склоны над дорогой недавно хорошо укрепили.

Укрепления склонов над Старой севастопольской дорогой:
2020. В районе Паркового 2021. В районе Кастрополя
 В районе Паркового В районе Кастрополя

Открытая местность позволяет без помех рассматривать окрестности. Как на ладони видно Парковое или, как его ещё называют, Береговое (именно Береговое было присоединено к посёлку городского типа Парковое в 70-е годы прошлого столетия). Кстати, в районе Паркового есть два спуска с шоссе, первый на Кастрополь, второй – собственно  на Парковое. 

2022. Вид на Парковое со Старой севастопольской дороги
Вид на Парковое со Старой севастопольской дороги

От последнего поворота до Оползневого менее часа ходьбы. Не доходя до села можно увидеть тропку, резко уходящую вверх. Она приведёт на туристический маршрут Керезла, который выводит желающих на Ай-Петринскую яйлу в районе горы Морчека. Мы же входим в село. 

2023. Старая севастопольская дорога в Оползневом 2024. Старая севастопольская дорога в Оползневом
Старая севастопольская дорога в Оползневом

Часть его расположено выше, часть – ниже трассы, а третья часть – вообще в получасе ходьбы восточнее. Село довольно тихое, есть магазин, где можно пополнить запасы, здесь неизменно продают хороший ялтинский лук. С восточного края села уходит тропа через виноградники на гору Биюк-Исар, от которой начинается тропа Эски-Богаз, выводящая на яйлу. Об Оползневом в дневниках упоминали Пушкин и Грибоедов, и немудрено, ведь тут находилась ямская станция, где меняли лошадей перед переходом через Шайтан-Мердвен – до землетрясения он был вполне проходим и для людей, и для животных. 

В районе Байдарского перевала и Форосской церкви вас наверняка смутит обилие транспорта, двигающегося в обоих направлениях. Однако они пользуются для спуска дорогой на Форос,  и дальше по старому шоссе не идут. На участке от Фороса до Оползневого вы рискуете не видеть автомобили вовсе. И это очень приятно. Пустынная и открытая местность, цивилизация вроде бы и недалеко, но ни звук не проникает во владения старого шоссе. В районе Оползневого чуть чаще можно встретить машину. Всё дело в том, что это село, как и Голубой залив питаются от этой транспортной артерии. Возможно, поэтому они столь тихи и уютны. 

Эти места – территория Ялтинского горного заповедника. Фотографии этих мест смотрите на отдельной странице.

От Оползневого старая дорога удаляется от гор ещё сильнее. Теперь горы мы рассматриваем с большого расстояния, однако, от этого они не теряют своей величавости. 

2025. Вид на горы со Старой севастопольской дороги в районе посёлка Оползневое 2026. Вид на горы со Старой севастопольской дороги в районе посёлка Оползневое
Вид на горы со Старой севастопольской дороги в районе посёлка Оползневое

В районе спуска вдоль оврага ручья Челбака участок дороги хорошо укреплён. Сразу за этим укреплением видна тропа через виноградники – это быстрый, хотя и не очень удобный спуск на новое шоссе. Отсюда можно осмотреть окрестности, чуть спустившись к небольшим, но привлекательным скалам. Будут хорошо видны Понизовка и Кацивели.

2027. Вид на Старую севастопольскую дорогу со скал над Понизовкой 2028. Вид на Старую севастопольскую дорогу со скал над Понизовкой
Вид на Старую севастопольскую дорогу со скал над Понизовкой

Подходя к посёлку Голубой залив, Старое севастопольское шоссе вновь попадает в объятия плотной растительности. 

2029. Вид на гору Биюк-Исар со Старой севастопольской дороги в районе посёлка Голубой залив 2030. Старая севастопольская дорога в посёлке Голубой залив
Вид на гору Биюк-Исар со Старой севастопольской
дороги в районе посёлка Голубой залив
Старая севастопольская дорога
в посёлке Голубой залив

Справа будет Кацивели и гора Кошка. 

2031. Вид на Кацивели со Старой севастопольской дороги в районе Голубого залива 2032. Вид на гору Кошка со Старой севастопольской дороги
Вид на Кацивели со Старой севастопольской дороги
в районе Голубого залива
Вид на гору Кошка
со Старой севастопольской дороги

Кстати, именно гора Кошка, точнее её длинный твёрдый хвост, был препятствием для строительства как нового, так и старого шоссе. Старое хвост горы обходит, но для советских инженеров препятствий не существовало – в начале 70-х строящееся шоссе «переехало» Кошку, не церемонясь. 

Посёлок Голубой залив обрёл своё новое название после депортации татар в 1944 году, до этого он назывался Лимена и существовал ещё до того, как эти места попали под контроль Крымского ханства. В этом посёлке можно закончить наше путешествие, спустившись по любой из многих дорог на новое шоссе. А Старая севастопольская дорога, обогнув Голубой залив и пройдя мимо Симеиза, углубляется в Алупку, где становится обычной городской улицей, как и далее в Кореизе, Гаспре, Ореанде и Ливадии. Какое-то время она идёт параллельно Солнечной тропе, проскользнёт очень близко к Ливадийскому дворцу, а потом сольётся с новым, современным шоссе в начале Ялты. Но настоящую радость от этой старой дороги можно получить только там, где её почти не используют по прямому назначению – в горах. 

olegman37 

прогулки по горному Крыму

Ещё фотографии с Севастопольского шоссе

Адрес:
298179 республика Крым, г. Феодосия, п. Береговое, ул. Курская, 28, пансионат «Семёнов».
Форма обратной связи