администратор   Ирина Фёдоровна

Крестовоздвиженская церковь в Ливадии

опубликовано: октябрь 2017

 

Задний двор Белого дворца в Ливадии – настоящее средоточие достопримечательностей этого уникального дворцово-паркового комплекса. Здесь и Итальянский дворик, и трофейная колонна, и звонница, и фонтанчик с арабской вязью, но особенно выделяется среди них стройная белоснежная красавица – Крестовоздвиженская церковь. Выполненная, на первый взгляд, как единое целое с дворцом, она, тем не менее, старше его на полвека. И ещё более удивительно, что её не разлучили с громадиной Белого дворца в советскую эпоху. Для туристов площадка перед церковью и двор, образованный её галереей и стенами дворца – самый интересная часть всего комплекса – в высокий сезон здесь не протолкнуться. Крестовоздвиженская церковь продолжает притягивать как глаза, так и души.

 

История Крестовоздвиженской церкви в Ливадии

Крестовоздвиженская церковь в Ливадии – свидетель первого Ливадийского дворцового комплекса. То, что сейчас видят туристы в бывшей летней царской резиденции – творение архитектора Н.П.Краснова – зодческое чудо, построенное для императора Николая II и его семьи. Первый ливадийский комплекс строился для его деда, Александра II, который купил огромное имение в солнечной Ливадии у графа Потоцкого. Императрица Мария Александровна болела чахоткой, которая в итоге и свела её в могилу, крымский воздух ей был настойчиво показан врачами, поэтому новый дворец император подарил своей жене. К тому же Александр II жил на две семьи, а со временем – чаще и охотнее со своей фавориткой Екатериной Михайловной Долгоруковой, поэтому для царя было вполне удобно держать супругу на расстоянии. Такие неблагополучные обстоятельства привели к тому, что  Мария Александровна стала владелицей крупнейшего крымского императорского владения.

Несмотря на то, что и Александру II, и императрице Ливадия очень понравилась, было очевидно, что многое придется перестраивать в соответствии с высоким положением новых хозяев. Перестройка была поручена архитектору двора Ипполиту Антоновичу Монигетти. Дом Потоцкого был перестроен в Большой дворец, для великих князей был построен дворец Малый, для духовных нужд возведена Крестовоздвиженская церковь в качестве домовой. Именно это здание сохранилось до наших дней с некоторыми изменениями. Домовая церковь Романовых была построена в стиле, в котором слились отголоски грузинской и византийской зодческих школ. Возводить Крестовоздвиженскую церковь начали в 1861 году, к 1863 само здание уже было построено, но из-за задержки поставки мрамора из Италии завершение работ пришлось отложить.

Крестовоздвиженская церковь является типичным крестово-купольным храмом, вытянутым с запада на восток, но эта ориентация не строгая, здание храма несколько развернуто вокруг своей воображаемой оси. Старый барабан купола не сохранился, новый же намного меньше предшественника.

Интерьер церкви создавал художник Изелло, иконы было поручено нарисовать Александру  Егоровичу Бейдеману, который нарисовал тридцать шесть образов для храма. Художник отметил талант Монигетти в ярком завершении каждой детали новой Крестовоздвиженской церкви. Бейдеману пришлось долго ждать, пока прибудет итальянский мрамор, что задерживало сдачу объекта. Но вот мрамор прибыл, и в новом храме появился тонкой работы мраморный иконостас. Свое имя – Крестовоздвиженская церковь – храм получил по настоянию Марии Александровны, здесь прямая отсылка к легенде об обретении матерью византийского императора Константина Еленой креста, на котором был распят Иисус.

Крестовоздвиженская церковь Ливадийского дворца была открыта 23 августа 1866 года, причем работы по внутренней отделке шли более двух лет. В итоге интерьер храма действительно поражал своим убранством и талантом воплощения замысла архитектора.

Мозаичная икона «Воздвижение Честного Креста» была выполнена венецианской фирмой Антонио Сальвиати. Мозаика должна была заменить испорченную просочившейся дождевой влагой рукописную икону, работу А.Е. Бейдемана.  Выполненная в 1888 году для Крестовоздвиженской церкви  великолепная мозаичная икона сохранилась до наших дней. Также в конце восьмидесятых годов была проведена реставрация внутренней росписи храма. Утварь и иконы Крестовоздвиженской церкви были дорогими, как это и подобало  домовой церкви императорской семьи. Некоторые реликвии – чтимые в Грузии иконы и мощи – были присланы грузинскими князьями в дар императору. Самая известная из них – икона Иверской Божьей Матери X века.

Перестройка Ливадийского дворцового комплекса, в том числе и Большого дворца, соединенного с храмом,  вынудила архитектора Н.П.Краснова внести некоторые изменения. Объем западного придела увеличили примерно вдвое.  Раньше храм с дворцом соединялся полуоткрытой галереей, теперь же галерею сделали полностью закрытой. Над входом в Крестовоздвиженскую церковь появилась икона с изображением Архангела Гавриила.

6160. Мозаика над входом в Крестовоздвиженскую церковь 6161. Крестовоздвиженская церковь в Ливадии, западный фасад
Мозаика над входом в Крестовоздвиженскую церковь Крестовоздвиженская церковь в Ливадии, западный фасад

Это изображение также можно увидеть в наши дни. Нужно отметить, что на огромной строительной площадке одиноко стояла лишь Крестовоздвиженская церковь, Большой дворец был разобран.

Стоит привести несколько строк из «Путеводителя по Крыму» Григория Москвича, посвященных Крестовоздвиженской церкви:

«Дворцовая церковь в честь воздвижения Честнаго Креста сооружена в строго византийском стиле. Образа писаны художником Байдеманом, и вся церковь, очень небольшая, расписана внутри фресками, живо напоминающими древние византийские храмы. Иконостас церкви из белаго мрамора, царския врата и боковыя алтарныя двери резныя бронзовыя. Массивные серебряные подсвечники стоят пред иконостасом...
Обращаем внимание осматривающих церковь на следы, вытертые погонами Императоров Александра II и Александра III в ковре, которым обита правая сторона у иконостаса. Верхнии след принадлежит Императору Александру II, нижний - Императору Александру III».

 

Крестовоздвиженская церковь видела важнейшие в истории Российской империи церемонии. Здесь проходила панихида по умершему в Большом Ливадийском дворце в 1894 году императору  Александру III. Здесь же 2 ноября того же года крестилась жена его сына, нового императора Николая II, Алиса Гессен-Дармштадская, ставшая с того времени императрицей Александрой Фёдоровной. Обряд провел широко известный в то время Иоанн Кронштадтский. В Крестовоздвиженской церкви новый император присягнул на верность Российскому престолу. Могла ливадийская церковь увидеть и венчание, однако несмотря на просьбу нового императора тут же и провести необходимый обряд, родственники отговорили Николая II от этого шага, указав на то, что Большая церковь Зимнего дворца для этой церемонии подходит больше.

 

Звонница, столб и фонтан возле Крестовоздвиженской церкви

Небольшую Крестовоздвиженскую церковь не предполагалось достраивать колокольней, но маленькую оригинальной формы звонницу на шесть колоколов всё же поставили. Проект звонницы принадлежит архитектору Д.И. Гримму. Декоративное оформление выполнил талантливый крестьянин Т.А. Костиков, который вытесал оригинальные орнаменты по инкерманскому камню с большим искусством. В наше время у храма и звонницы похожие купола, выполненные в византийском стиле. На звоннице сейчас висят   три небольших колокола, два на нижнем уровне, один – на верхнем, тогда как до революции их было шесть.

6162. Звонница Крестовоздвиженской церкви в Ливадии 6163. Звонница Крестовоздвиженской церкви в Ливадии
Звонница Крестовоздвиженской церкви в Ливадии

При императоре Александре III в 1879 году возле звонницы Крестовоздвиженской церкви была установлена колонна из мрамора. Колонна как ценный трофей была вывезена из болгарской крепости Рущук во время русско-турецкой войны 1878-79 гг., которую вел отец императора. Колонна украшена арабской вязью.

6164. Турецкий столб у звонницы Крестовоздвиженской церкви
Турецкий столб у звонницы Крестовоздвиженской церкви

Тут же можно увидеть ещё одну знаковую достопримечательность Ливадии – оригинальный фонтан «Ливадия». Его имя начертано прямо по центру композиции, правда, прочитать его могут лишь те, кто знаком с арабским языком. В центре прямоугольной мраморной плиты, украшенной богато арабской вязью, установлен бронзовый кран в виде головы животного, вода же ниспадает в мраморный же поддон. Фонтан «Ливадия» был установлен возле Крестовоздвиженской церкви в 1863 году.

6165. Фонтан «Ливадия» в арабском стиле возле Крестовоздвиженской церкви
Фонтан «Ливадия» в арабском стиле возле Крестовоздвиженской церкви

 

Крестовоздвиженская церковь в Ливадии в наше время

После ухода войск Врангеля из Крыма в конце 1920 года Ливадийский дворцово-парковый комплекс был национализирован и быстро пришел в упадок. Некоторое время здесь был санаторий, Крестовоздвиженская церковь прогнозируемо была закрыта. Благодаря высокому статусу дворца даже в советскую эпоху красивую церковь разобрать не решились, хотя внутренняя обстановка была беспощадно уничтожена. Осталось лишь мозаичное панно архангела Михаила над входом. Не тронули и звонницу. Здание Крестовоздвиженской церкви использовалось как склад, мастерская, некоторое время здесь работал клуб и музей.

6166. Ливадийская Крестовоздвиженская церковь и звонница 6167. Памятная табличка на стенах  Крестовоздвиженской церкви
Ливадийская Крестовоздвиженская церковь и звонница Памятная табличка на стенах  Крестовоздвиженской церкви

После открытия Крестовоздвиженской церкви в 1991 году стал вопрос о реконструкции здания. Великолепный белого мрамора иконостас не сохранился, как не осталось и намека на мраморные детали интерьера. Сегодняшний турист уже видит Крестовоздвиженскую церковь во всем великолепии. Она органично гармонирует с Белым дворцом, на первый взгляд, являясь одним целым с ним. Стены, прорезанные узкими длинными арочными окнами, в яркий солнечный день ослепляют своей белизной. 

6168. Окна Крестовоздвиженской церкви в Ливадии 6169. Окна Крестовоздвиженской церкви в Ливадии
Окна Крестовоздвиженской церкви в Ливадии

Северную часть храма с дворцом соединяет крытый переход, украшенный окнами, западная галерея в виде византийской аркады закрыта только сверху, крыша покоится на двух рядах колонн. Переход и галерея вместе со стенами Белого дворца образуют тихий, украшенный цветущими буйно клумбами, дворик.

6170. Внутренний дворик Крестовоздвиженской церкви 6171. Под колоннадой Крестовоздвиженской церкви
Внутренний дворик
Крестовоздвиженской церкви
Под колоннадой
Крестовоздвиженской церкви

На восточном алтарном фасаде Крестовоздвиженской церкви, не имеющем окон, можно увидеть барельефное изображение креста с надписью, гласящей, что это храм в честь Животворящего креста был возведен в 1863 году.

6172. Восточный фасад Крестовоздвиженской церкви 6173. Барельеф на стене Крестовоздвиженской церкви в честь возведения храма в 1863 году 6174. Барельеф на стене Крестовоздвиженской церкви в честь возведения храма в 1863 году
Восточный фасад Крестовоздвиженской церкви

Барельеф на стене Крестовоздвиженской церкви в честь возведения храма в 1863 году

В одном из углов галереи, за колонной, незаметно притаилась вырезанная на стене рельефная композиция «Афинская школа», повторяющая знаменитую фреску Рафаэля из Ватикана.

6175. Барельеф под колоннадой Крестовоздвиженской церкви 6176. Барельеф под колоннадой Крестовоздвиженской церкви
Барельеф под колоннадой Крестовоздвиженской церкви

 

Как добраться до Крестовоздвиженской церкви в Ливадии

Началом маршрута к Крестовоздвиженской церкви будет остановка «Больница» на трассе Ялта-Севастополь. Ориентир – большой каменный крест. Отсюда вниз вьется весьма замусоренная асфальтированная дорога, которая приведёт вас к первому хирургическому корпусу Ялтинской городской больницы. Далее вы пройдете через весь больничный городок в северном направлении мимо дома милосердия святой Варвары и больничной церкви в честь иконы Божьей Матери «Всецарица», по пути встретятся две остановки «Магазин» и «Ялтинская больница».

6177. Дом милосердия им. великомученицы Варвары в Ливадии 6178. Ливадийская больничная церковь
Дом милосердия
им. великомученицы Варвары в Ливадии
Ливадийская больничная церковь

Дорога через территорию больницы со временем вольется в Старое севастопольское шоссе, по которому продолжаем двигаться на север. Нужно найти соединение севастопольского шоссе и улицы Батурина, по которой вы начнете путь в обратную сторону, на юг. По пути встретится несколько интересной архитектуры старинных домов и остановка «Ливадийский дворец».

Идём дальше, сначала слева покажется огромный белый корпус санатория «Ливадия», потом ворота в Ливадийский дворцово-парковый комплекс. Белый дворец сразу бросится в глаза. Обходим его главный фасад с южной стороны - и вот Крестовоздвиженская церковь во всём своём великолепии.

6179. Колоннада Крестовоздвиженской церкви на фоне Белого дворца в Ливадии
Колоннада Крестовоздвиженской церкви
на фоне Белого дворца в Ливадии

Из Ялты можно приехать на любом автобусе, следующем в Ливадию (например, №5 или №11), и выйти на одной из вышеперечисленных остановок. Можно из Ялты прийти пешком по нижней дороге и подняться к дворцу и церкви через Ливадийский парк.

Если же вы идёте из Гаспры по Солнечной тропе, то конечной точкой вашего маршрута будет столб, у которого тропа заканчивается, а это как раз чуть ниже бывшего дворца Фредерикса.

6180. Проход между Крестовоздвиженской церковью и корпусом барона Фредерикса
Проход между Крестовоздвиженской церковью и корпусом барона Фредерикса

Поднимайтесь к этому зданию, которое ныне является корпусом санатория «Ливадия», и идите по направлению к Белому дворцу, таким образом, вы не пропустите Крестовоздвиженскую церковь.

olegman37

Адрес:
298179 республика Крым, г. Феодосия, п. Береговое, ул. Курская, 28, пансионат «Семёнов».
Форма обратной связи