администратор   Ирина Фёдоровна

Итальянский дворик Белого дворца в Ливадии

опубликовано: октябрь 2017

Каждый, кто гулял вокруг Белого Ливадийского дворца или по его внутренним покоям, несомненно обращал внимание на закрытый железной решеткой, позволяющей видеть достаточно для возбуждения любопытства, прекрасный внутренний дворик в западной части дворца. Это и есть знаменитый Итальянский дворик, гордость Белого дворца, его архитектора и его хозяина. В наши дни туда можно попасть только за отдельную плату с экскурсией, в то время как осмотр самого дворцово-паркового ансамбля совершенно бесплатен. Конечно же, это стоит сделать, нет сомнений, что прогулка по Итальянскому дворику Ливадийского дворца надолго отпечатается в памяти каждого, кто его увидел.

 

Задумка и история появления Итальянского дворика Ливадийского дворца

Несмотря на первое впечатление, дающее видимость симметричности Белого дворца в Ливадии, это далеко не так. Для каждого из четырех фасадов выдержан свой, присущий только ему, архитектурный стиль. Западный фасад с Итальянским двориком – оригинален и самобытен. Сама идея постройки такого внутреннего помещения относит нас к архитектуре Италии и Испании, где исторически принято строить дома с прямоугольными или квадратными двориками, которые носят название патио. Патио ведет свою родословную от находки древнегреческих зодчих – перистиля, само название которого переводится как «окруженный колоннами», то есть пространство, со всех сторон окаймлённое колоннадой. Чаще всего и в Средние века, и в эпоху Ренессанса это были не колонны, а аркады, дающие тень террасам в знойный летний день. Тот же принцип соблюдён и в основе построения композиции Итальянского дворика Ливадийского дворца.

Популярный стиль архитектуры итальянского Возрождения, в первую очередь Флоренции и Венеции, был воспроизведен архитектором всего ливадийского дворцового комплекса Николаем Петровичем Красновым с присущим ему талантом и мастерством в оформлении Итальянского дворика. Целью ялтинского зодчего было привнести мягкость домашней теплой обстановки в холодную строгость парадного фасада дворца. Император и его семья в громадном белом здании должны были себя чувствовать в домашнем комфорте, чему и способствовал замечательный Итальянский дворик. Так оно и получилось, царская семья любила здесь отдыхать.

Но и весь западный объем Белого Ливадийского дворца нельзя назвать симметричным. С южной стороны дворик ограничивает одноэтажная буфетная, с запада – столовая, которая, впрочем, немного выше буфетной. С севера к Итальянскому дворику примыкает двухэтажный объем (это уже главный фасад Белого дворца), где расположены бильярдная и приемный кабинет, с востока появляется трехэтажный объем с примыкающей к нему посредством галереи Крестовоздвиженской церковью. И над всем этим ступенчатым возвышением сторон Итальянского дворика господствует самая высокая постройка комплекса – трехэтажная башня в северо-западном углу Белого дворца. Таким образом, Итальянский дворик окружен со всех сторон стенами разной высоты. Задумка Краснова блестяще была воплощена в жизнь. И он, и рабочие бригады, трудившиеся в 1910-11 гг. на стройке Белого дворца были щедро одарены государем.

 

Итальянский дворик. Архитектурные особенности

Упомянув о Крестовоздвиженской церкви, нельзя не восхититься тем мастерством, с которым Краснов соединил храм с Белым дворцом. Осколок старого дворцового комплекса в Ливадии органично слился с новым Белым дворцом. От Крестовоздвиженской церкви, точнее от её центрального входа на западной стороне здания, протянулась открытая галерея с крышей, покоящейся на мраморных столбах, к восхитительной красоты воротам Итальянского дворика. Сами ворота – шедевр рук итальянских мастеров, ручная ковка, предмет высокого искусства. Ворота были изготовлены в Вероне (Италия) в далёком 1750 году и представляют собой музейную ценность.

6159. Итальянский дворик Ливадийского дворца
Итальянский дворик Ливадийского дворца

Самый интересный вид на Итальянский дворик открывается из парадной столовой, находящейся в самой западной части Белого дворца, и как бы разделяющей патио и парк. Краснов добивался именно такого эффекта, когда присутствующие в столовой люди могли наслаждаться через восемь больших застекленных дверей, которые разделяют пилястры, прекрасным видом на цветущие клумбы и фонтан Итальянского дворика. В теплое время двери широко распахивались, создавая эффект террасы. С восточной стороны вместо дверей Краснов увидел и воплотил в жизнь арочные окна. Со всех сторон Итальянский дворик окружает аркада, покоящаяся на колоннах тосканского ордера без каннелюр из кримбальского известняка.  Под навесом аркады, в мягкой тени, вдоль стен стоят каррарского мрамора высокие диваны, заказанные специально для императорского дворца в Италии. Поверхность мраморных спинок диванов покрывают орнаменты, подлокотники выполнены в виде грифонов. Выйти в Итальянский дворик можно с любой стороны дворца, кроме буфетной на юге.

В центре Итальянского дворика Краснов поместил античный колодец, похожий на вазу,  с двумя колоннами, на которых лежал декоративный антаблемент, и от которого радиально (словно лучи солнца) расходятся восемь дорожек. Между каждой дорожкой в наши дни растет по пальме – их соответственно тоже восемь. Пальмы окружены цветами. Колодца уже нет, вместо него круглый мраморный фонтан. Это тоже работа итальянского мастера середины девятнадцатого века. На уровне второго этажа Итальянский дворик окаймляют открытые террасы, украшенные белоснежными балюстрадами.

В Итальянском дворике император Николай II принимал гостей, делегатов, чиновников, здесь любили отдыхать члены его семьи. Сохранилось немало старых фотографий, на которых запечатлен Итальянский дворик Ливадийского дворца как во время строительства, так и по его завершению, а также его многочисленные гости, в том числе и самых высоких чинов и званий.

Много лет спустя тут снимали сцены из таких популярных советских кинофильмов как «Возвращение резидента», «Собака на сене», «Овод», «Анна Каренина» и другие. И, конечно же, любители истории вспомнят знаменитую фотографию лидеров большой тройки – Черчилля, Рузвельта и Сталина – сделанную во время судьбоносной Ялтинской конференции 1945 года. Снимок сделан в Ливадии, в Итальянском дворике Белого ливадийского дворца, ведь даже в советскую эпоху он считался самым красивым местом всего комплекса.

 

Итальянский дворик и другие дворики
Белого Ливадийского дворца

В Белом императорском  дворце кроме Итальянского дворика архитектор Краснов предусмотрел ещё три световых дворика. Внутренние световые дворики предназначались для придания большей освещённости внутренним комнатам огромного дворца, тем, которые не имели выхода на фасады здания или были плохо освещены. Среди архитекторов  их иногда ещё по старинке называют атриумами, отдавая дань традиционной древнегреческой архитектуре.

Вторым по популярности после Итальянского дворика следует дворик Арабский. Он находится почти в центре объема дворца, слегка смещенный к востоку. Своё название этот атриум получил благодаря тому, что был декорирован на уровне первого этажа разноцветной майоликой в восточном вкусе. Майоликовые орнаменты арабского дворика отсылают нас к полуоткрытому дворику старого ливадийского дворца предков Николая II. Краснов хотел отдать дань традиции и использовать снятую со стен демонтируемого дворца майоликовую плитку в украшении арабского дворика, однако её оказалось недостаточно. В Санкт-Петербурге на фабрике Ваулина и Гельдвейна была изготовлена плитка, орнамент которой полностью повторял декоративные особенности плитки старого дворца. Таким образом, Арабский дворик стал реминисценцией прежнего ливадийского дворца. Украшением дворика является фонтан «Мария», несколько похожий на фонтан «Ливадия», который стоит неподалеку от Крестовоздвиженской церкви. Пристенный фонтан тоже отголосок прошлого, Краснов решил сохранить и этот элемент старого дворца.

Дворик, образованный открытой галереей Крестовоздвиженской церкви, её стенами и стенами Белого дворца носит название Мавританского. Здесь на клумбах всегда много зелени, поэтому люди толпятся в районе галереи, пытаясь сделать снимок на память.  Мавританский соединен с двориком Итальянским, разве что в наше время чугунная решетка преграждает вход в последний.

Третий дворик Белого Ливадийского дворца называется Средневековым, и действительно ему присуща некоторая мрачность, да и большей частью он находится в тени. Стены, на которых проложены лестничные марши на террасы второго этажа, образуют мрачный уголок, что усугубляется серого камня колодцем с металлической лебедкой и скульптурой крылатого мифологического существа, нависающей над двориком с высоты лестницы. Некоторую строгость Средневекового дворика смягчают мраморные скамья и ваза посреди густых зарослей лавра и цветочных клумб. Как и Мавританский, так и Средневековый дворики намного меньше по размерам дворика Итальянского, но их любопытный турист никогда  не обделит своим вниманием.

В Итальянский дворик можно попасть, как и в Арабский, только приобретя билет, в составе экскурсии. Мавританский и Средневековый дворики можно увидеть бесплатно, обходя Белый дворец по периметру.

olegman37

Вся Ливадия в деталях​

Адрес:
298179 республика Крым, г. Феодосия, п. Береговое, ул. Курская, 28, пансионат «Семёнов».
Форма обратной связи