администратор   Ирина Фёдоровна

История Симеиза

опубликовано: декабрь 2016

История Симеиза напоминает тихую волну. Казалось бы, поколения сменяли поколения, одни властители других, а он был всё тем же Симеизом – тихим и красивым. Лишь однажды, в конце девятнадцатого века, пассионарная русская буржуазия спровоцировала всплеск интереса к поселку как курорту, что навсегда поменяло его облик и сменило вектор истории Симеиза. Но если присмотреться в глубину веков, вчитаться в записки о нём современников, он предстает перед нами  совсем в ином обличии.

 

Тавры в истории Симеиза

Благодаря успешным археологическим изысканиям в районе поселка Симеиз было открыто несколько таврских могильников. По количеству находок артефактов этого народа Симеиз может дать фору любому району Крыма. Следы проживания в этих краях местного племени тавров найдены как высоко в горах у Ат-Баша и урочища Беш-Текне, так и ближе к Симеизу – на горе Кошка и в лименской долине, где сейчас находится поселок Голубой залив.

5316. урочище Беш-Текне
Урочище Беш-Текне: здесь  также обитали древние тавры

На отрезанном шоссе Ялта-Севастополь хвосте горы Кошка был найден самый крупный могильник тавров, в нем насчитывалось 95 дольменов погребального назначения.

На самой Кошке ещё видны стены, сложенные, как полагают, руками всё тех же тавров. Археологические свидетельства проживания тавров в районе горы Кошка специально исследовались в пятидесятых годах прошлого века П.Н. Шульцем. Он и определил, что самые сохранившиеся кладки стен сложены ещё во второй половине первого тысячелетия до нашей эры. Эти стены были возведены из необработанного камня в весьма грубой манере (так называемая циклопическая кладка). Позже – в первые века нового тысячелетия – чуть  ближе к вершине горы появилась новая кладка, более искусная и крепкая, но по-прежнему без применения связывающего раствора. Заметно, что обваливавшиеся участки стены уже в средние века не раз восстанавливали. На вершине горы Кошка обнаружены остатки поселения тавров, в том числе фундаменты каменных домов.

Причем тавры не были первыми жителями горы, исследователи полагают, что ещё раньше здесь ютились племена кизилкобинского периода (X-VI века до нашей эры). Нужно отметить, что циклопические стены в те времена закрывали не только вход на гору. Пока в этих краях не проложили шоссе, хвост горы Кошка образовывал небольшой хребет, проходы в котором тавры заделывали этими грубыми стенами. Кошка в те времена представляла собой серьёзное препятствие для путника. Не было прохода и у головы Кошки, там, где сейчас проходит нижняя трасса.

Историю Симеиза можно смело начинать с этого племени, а это почти вся протяженность первого тысячелетия до нашей эры и первые столетия нашей. Античный след в истории Симеиза довольно скуп. Есть предположение, что здесь в первое столетие нашей эры было греческое поселение, но доказательств для общей картины не хватает. Но известно, что люди начинают здесь оседлый образ жизни как раз в этот период.

 

История Симеиза. Панеа-исар

Поначалу таврам приписывали также и строительство укрепленного пункта на скале Панеа. Но последующие археологические исследования показали, что, во-первых, крепость была построена в позднее средневековье, а во-вторых, были найдены доказательства того, что на территории укрепления стоял христианский монастырь. Крепость на скале Панеа – самый интересный археологический объект в истории Симеиза.

5308. Стена исара на скале Панеа 5309. Ступени исара в скале Панеа
Стена исара на скале Панеа Ступени исара в скале Панеа

Скала Панеа высотой в семьдесят метров совершенно неприступна с запада и севера, но с восточной стороны к ней легко можно подойти даже конному воину, не говоря уже про пехотинцев. Именно с этой стороны Панеа защищали башни с куртинами между ними. Высота стен – до четырех метров. Стена защищала скалу от северо-восточного склона до южного. Ступеньки, ведущие между скалами в бывшую крепость видны и поныне. Сохранились и фрагменты стен, некоторые в довольно хорошем состоянии.

На территории Панеа-исара стоял христианский храм, сохранился фрагмент мозаичного пола храма, напоминающего образцы мозаики херсонесских церквей. Эта ценная реликвия была бережно извлечена из-под обломков и передана в крымский краеведческий музей. Были обнаружены следы пожара в церкви, по-видимому, она не раз перестраивалась, так как на месте старого храма обнаружен новый с мраморными полами. И он не был последним культовым сооружением на территории крепости, на мраморном фундаменте стоял последний генуэзский храм.

Считается, что археологическая разведка ещё не завершена, и Панеа-исар ждёт новые экспедиции, которые смогут пополнить историю Симеиза новыми интересными фактами, в частности, решить вопрос о том, кто построил крепость, и кто её перестраивал между периодами владычества византийцев и генуэзцев. То, что в XIV-XV веках Панеа-исар принадлежал генуэзцам и ими не раз перестраивался – не  подлежит сомнению. Но есть археологические сведения, но нижние слои раскопок хранят свидетельства поселения, построенного ещё задолго до генуэзцев.

Здесь властвовали византийцы, имевшие на Панеа укрепление, но в восьмом веке их вытеснили хазары. Хазары будто бы ничего здесь не строили, однако следы построек десятого века сохранились. Кроме того, на скале Панеа снова проступает очередной в истории Симеиза таврский след, на этот раз в виде обломков керамических сосудов и посуды. К написанному стоит добавить слова путешественника Петра Палласа о том, каким он видел Панеа-исар в конце восемнадцатого века:

«На самой высокой части утеса построена с единственно доступной стороны стена толщиной в два аршина, ее лицо сложено из камней, а внутренность заполнена известью и щебнем. Эти укрепления татары называют Тшива, а предыдущее, на большой скале, - Иссар. На укрепленный утес ведет маленькая, узкая и опасная тропинка по краю бухты, образованной скалой на востоке; другая бухта со скалистыми берегами находится между этой скалой и западным мысом. Дорога, идущая по обнаженной скале, довольно опасна».

 

Генуэзский и османский периоды в истории Симеиза

По всему южному и восточному побережью Крыма генуэзцы построили сеть укрепленных постов и крепостей. Возле крепостей вырастали поселения, чаще маленькие и бедные. В большинстве своем они дали в итоге те населенные пункты, которые ныне считаются передовыми курортами Крыма. Это и Алушта, и Гурзуф, и Балаклава. То же касается и Симеиза, хотя здесь генуэзское присутствие оставило не такой явный след. Панеа-Исар – самый явный из них, хотя первые постройки на скале провели не генуэзцы. Как назывался сам поселок к моменту вхождения его в состав Капитанства Готия, - неизвестно. Но именно в этот период всё чаще употребляется современное его название. Так в истории Симеиза впервые возникает его имя похожее на современное – Симеос, что по-гречески означает «сигнал, знак, флаг», другими словами, то, что передает посредством знаков сообщение. Возможно, этимология топонима как-то связана с сигнальными кострами.

В 1475 году Крым подвергся османскому нашествию, и Генуя быстро потеряла всё то, что строила более века. В истории Симеиза наступает долгий период стагнации. Крепость и храм разрушены, торговля нарушена или вовсе прекратилась, а ведь южный берег жил именно заморской торговлей с метрополией. Долгое время Симеиз оставался христианской деревней, и только ближе к Кучук-Кайнарджийскому миру ислам и татарское население стали превалировать в поселке. История Симеиза в эти три века не знала ни взлетов, ни падений, поселок был маленьким, глухим и его население редко когда превышало сотню жителей. О связи с крупными центрами не было и речи.

 

История Симеиза после вхождения Крыма
в состав Российской империи

В 1783 году Крым вошел в состав Российской империи. Глухой южный берег Крыма ещё предстояло изучить. Земли огромными наделами попадали в руки вельмож. Первым в истории владельцем Симеиза из подданных российской империи стал, однако, не русский, а греческий генерал Ревелиоти. Русская администрация застала Симеиз тихим татарским поселком, где население занималось преимущественно сбором винограда и садоводством. Часть татар уехала в Турцию, большая часть православных – в Приазовье.

Первым в истории Симеиза  российского периода свои воспоминания о поселке оставил Владимир Измайлов в 1805 году:

"Явление садов было знаком близкого селения. В самом деле скоро показалась в долине красивая деревня Симеус с оливами и лаврами. Сие приятное убежище было местом моего отдохновения... Между Лименой и Алупкой взглянул я на один утес, повислый над морем и всечасно омываемый волнами, так что многие обломки отделяясь от ближней скалы, рассыпаются, как рыхлый песок под ногами. Я взглянул на него; ибо не достанет ни какой душевной твердости, долго рассматривать сие место ужаса".

А вот какие воспоминания оставил о посёлке в своей популярной книге «Путешествие по Тавриде», изданной в 1820 году, Муравьев-Апостол. Эти редкие для истории Симеиза натуралистические зарисовки дополняют впечатление, пережитое Измайловым при виде дикой природы поселка:

«Объехавши мыс Куртуры и поднявшись в гору, версты четыре от ночлега, всё ещё было изрядно до небольшого селения Симейса, но от него начался ужаснейший спуск, который одним помышлением о нем наводит трепет…  Это место по всей справедливости можно назвать Флегрейскими полями, где по языческому преданию чада земли сражались с небожителями…

Особливо, и выше всякого описания ужасен, угол каменной горы, который объезжается у самого моря. Скала на скале заграждают путь, страшные их обломки висят над головой… можно сказать, не спускаешься, а съезжаешь под гору. Здесь место усеяно мелкими каменьями… это обломки скалы, слетевшие с вершины яйлы. Там ужасная громада, как будто чудесною какою силою остановленная висит - и ожидает единого дуновения бури, чтобы довершить неоконченное падение своё. Не много не доезжая этого страшного места, видна в море скала, на которой приметны развалины, укрепления, подобные тем, о которых я писал тебе из Гурзуфа… Мы не знали, какое имя дать сему камню, Татарами Дзива называемому. Впрочем, это могло быть и Генуэзское укрепление.

…Паллас описывает как здешних жителей, так и Симейса и Лимена, настоящими карикатурами… скажу что сколько я не замечал, но ни одного здесь Пульчинеллова, безобразного лица не видал».

К написанному стоит добавить, что знаменитый исследователь Крымского полуострова Паллас ранее назвал обитателей этих мест безобразными:

«Горные татары трех деревень – Кикинеиза, Лимены и Симеиса – отличаются  своей странной и необыкновенной наружностью. Очень длинное лицо, длинный и горбатый нос с удлиненной, приплюснутой у висков головой придают им смешной вид, и наименее безобразные между ними походят на сатиров.»

Ф.И. Гросс. Симеиз 5311. Дореволюционная дача в мавританском стиле в Симеизе
Симеиз сороковых годов 19 века на литографии Ф. Гросса Дореволюционная дача в мавританском стиле в Симеизе

Новый период в истории Симеиза начался с того момента, когда здешние земли генерала Ревелиоти купил И.А. Мальцов. Именно с фамилией Мальцовых связаны самые яркие страницы истории Симеиза. Иван Акимович в своем новом имении строит винзавод и разводит виноград. Большей частью Симеиз оставался аграрным поселком, пока Мальцовы в конце девятнадцатого века не стали продавать участки под строительство дач. Таким образом, история Симеиза получила новое направление. Курорт стремительно развивался, появились виллы и дачи, соперничающие между собой в красоте и изяществе. Особенно постарался на этом поприще архитектор Яков Петрович Семенов, который построил несколько дач и вилл новым владельцам симеизских участков, не забыл он и про себя – себе он возвел дачу «Диво».

5312. Вид со скалы Панеа в Симеизе по центру дача Свиягина и чуть дальше – Диво 5310. Одно из старейших зданий Симеиза – дача конца 19 века
Вид со скалы Панеа в Симеизе: по центру
дача Свиягина и чуть дальше – «Диво»
Дача «Диво» (начало 20 века)
на фоне горы Кошка

Григорий Москвич в своей книге «Путеводитель по Крыму» (1913 год) оставил о Симеизе следующую  заметку, одну из самых подробных и раскрывающих перед нами историю Симеиза как живую:

«Вид на шпиль Ай-Петри всего красивее с Алупки. Дачныя постройки Алупки, а за ними – «Сары» почти сливаются с Симеизом. На меже с землями гр. Милютина (Симеиз) у моря находится Детская санатория имени Боброва (белыя здания с зелеными крышами). За санаторией начинаются милютинские виноградники. Серое здание и другое с красной крышей с вышкой принадлежит гр. Милютину, который здесь скончался в 1912 г. За этим зданием начинаются земли обширнаго имения „Симеиз" Мальцевых, граничащаго с Лименами на западе. Западная часть имения за последнее 5 - 6 лет превратилась в дивное дачное поселение – «Новый Симеиз».

На границе владений Милютина и Мальцовых стоял межевой столб, сохранившийся до наших дней. То, что сейчас принято называть курортом  – это владения Мальцовых, и именно они преобразили историю Симеиза. Земли Милютиных были в северо-восточной части поселка, ближе к Алупке.

Вернемся к описанию Г. Москвича:

«Верблюдообразный кряж (Кошка) отделяет Лимены от Симеиза. На 7 вер. находится «Симеизская» шоссейная казарма и дер. Симеиз; у моря же – самыя  многочисленныя постройки имения наследников известнаго генерала Мальцева; правее мальцевских построек, отделившись от берега, возвышается красивая скала «Дива», а у воды несколько выше «Новый Симеиз». Левее мальцевских построек, по направлению к Ялте, стоит довольно большой дом с красной крышей - гр. Милютина, где жил долгие годы и скончался в 1911 г. известный фельдмаршал гр. Милютин».

А вот что можно узнать про транспортную развязку курорта Симеиз:

«Сухим путем сообщение производится: с Ялтой (16 в.) по верхнему и нижнему шоссе; с Севастополем (68 вер.), по Севастопольскому шоссе и Симеизом (около 3 вер.) по нижнему Симеизскому шоссе. Между Алупкой и Ялтой установлено автомобильное сообщение по 4 раза в день в оба конца. В Новый Симеиз отправляются линейки несколько раз в день с платою по 25 к. за конец. Извозчики берут до Ялты и обратно от 5 - 7 руб. в зависимости от наплыва приезжих. Сухопутное сообщение с Севастополем на автомобилях, фаэтонах и ландо».

Симеизским дачникам предписывалось придерживаться заведенных Мальцовыми правил, которые оговаривали даже самые мелкие детали дачного строительства. Например, расстояние между домами, между домом и улицей, нюансы установки забора, разведение сада, утилизации отходов и многое другое. Мальцовы хотели видеть чистый и опрятный курорт, ведь дачи в поселке были не из дешевых, а именно их аренда приносила доход владельцам. Теперь передадим слово Г. Москвичу:

 «Центральный парк вполне благоустроенный. В нем – цветник, лаун-тенис, крокет, детская гимнастика, сцена для спектаклей. Второй – в  диком, природном виде, среди монолитов, скал и дикаго можжевельника. Поселок снабжен чистой горной водой, и часть его уже канализована. Почти все дачи Новаго Симеиза с теплыми солнечными комнатами и балконами с прекрасным видом на море, горы и скалы…

Новый Симеиз – один  из лучших крымских курортов. Он раскинулся в кольце высоких скал, имеет превосходный пляж и прозрачную, как кристалл, воду. Воздух напоен здоровым смолистым ароматом хвои и отличается образцовым благоустройством. Нарядныя виллы стоят отдельно, сходясь своими садиками и цветниками к широким, великолепно разделанным и освещаемым спирто-калильными фонарями улицам».

Центральный парк сохранился и поныне, но нет уже того единства композиции и чистоты. Заборы разрезали парк на множество частей, и та, что принадлежит поселку – слишком замусорена. Половина дач Симеиза находится в катастрофическом состоянии. Это касается не только таких бесхозных зданий, как «Мечта» и «Ксения», но и принадлежащих санаториям, например,  имени Семашко, «Красному маяку» и другим им подобным.

6290. Вид на гору Кошка из санатория Семашко 6291. Скульптура змеи в парке санатория Семашко
Вид на гору Кошка из санатория Семашко Скульптура змеи в парке санатория Семашко


ачи Симеиза пользовались большим спросом у приезжих. Но не только дачами славился новый курортный поселок. Окрестности Симеиза полюбили отдыхающие. Для прогулок была открыта Лименская долина, где сейчас находятся поселки Кацивели и Голубой залив. История Симеиза втянула и их на свои страницы:

«Жизнь выгодно отличается тишиной и простотой костюмов и разнообразится интересными прогулками на гору «Кошка», на Севастопольское шоссе, к морю и по живописным окрестностям Симеиза (Лимена и др.)»

В начале прошлого века Н.С. Мальцов построил над Симеизом, на территории нынешнего поселка Голубой залив, обсерваторию. Он был страстным поклонником астрономии. В 1906 году в Симеиз приехал молодой ученый А.П. Ганский с целью поиска подходящего места для крымской обсерватории. Каково было его удивление, когда он увидел любительскую обсерваторию Мальцова. Впоследствии она стала филиалом Пулковской обсерватории, в этом новом качестве она открылась в 1912 году. На следующий год её увидел Г. Москвич:

«Между Симеизом и Лименами на гор. «Кошка» находится «Мальцовская» обсерватория, которая по выбору места и прозрачности воздуха для наблюдений считается самой удачной во всей России».

 

История Симеиза после гражданской войны

Цветущий курорт был полностью национализирован молодым советским государством. Первое время здесь размещали на лечение солдат Красной Армии, получивших ранения в гражданскую войну. Для этих целей были выделены четыре новообразованных санатория. Учитывая, что Крым был известной лечебницей больных туберкулезом, а климат поселка считался одним из самых целебных, плюс поселок располагал всей необходимой инфраструктурой, история Симеиза была предрешена. Поселок стал противотуберкулезной здравницей. Все крупнейшие санатории сегодняшнего Симеиза специализировались на лечении этого заболевания: «Юность», «Москва», «Пионер», «Красный маяк», «Симеиз», имени Семашко, имени Боброва. Сейчас санатории Симеиза меняют свой профиль и приглашают отдыхать здоровых людей.

Так небольшие дачи Симеиза стали корпусами санаториев. Во время Великой Отечественной войны в горах над Симеизом действовали партизаны. После освобождения в 1944 году, из поселка выселили всё татарское население. Но название, в отличие от многих других крымских населенных пунктов, поселок не поменял. Происходило дальнейшее укрупнение санаториев, приморский парк медленно поглощался раздувшимися здравницами. Современную историю Симеиза как курорта невозможно представить без этих санаториев. В дополнение к имеющимся были построены санатории в Голубом заливе и Понизовке.

Ещё в восьмидесятые годы Симеиз получил славу курорта легких нравов. Сначала самым необычным явлением для советских отдыхающих был нудизм, хотя нудисты чаще прятали свои обнаженные тела на диких пляжах симеизского хаоса. Ближе к девяностым поселок стал столицей всех крымских курортов для людей нетрадиционной ориентации. Кафе «Ежи», расположенное на Кипарисовой аллее, пользуется давнишней славой центра развлечений и отдыха для публики таких предпочтений. 

5313. Кипарисовая аллея со скульптурами греческих героев в парке Симеиза 5314. Кипарисовая аллея со скульптурами греческих героев в парке Симеиза
Кипарисовая аллея со скульптурами греческих героев
в парке Симеиза

В целом же, история Симеиза вполне повторяет историю других курортов в постсоветский  период. Он растет и ширится, стройки не прекращаются ни на день. У поселка довольно большой частный сектор, много и организованных точек досуга, так что отдыхающих здесь всегда много.

olegman37

Симеиз в деталях​

 

Адрес:
298179 республика Крым, г. Феодосия, п. Береговое, ул. Курская, 28, пансионат «Семёнов».
Форма обратной связи