администратор   Ирина Фёдоровна

И.К. Айвазовский. «Пристань в Феодосии», 1856 и «Пристань в Феодосии», середина XIX века

опубликовано: май 2015

 

984. Пристань в Феодосии 1856 985. Пристань в Феодосии. Середина 19 в.
И.К. Айвазовский.
«Пристань в Феодосии», 1856 
И.К. Айвазовский.
«Пристань в Феодосии», середина XIX века  

Для двух полотен, носящих одинаковое название «Пристань в Феодосии», Айвазовский вновь выбирает тот же ракурс, что и для рисунка «Генуэзская башня». На картине 1856 года отчётливо виден не только сам Карантинный холм, можно также различить очертания приземистой Доковой башни, некогда соседствовавшей с широкими арочными морскими воротами, которые в генуэзскую эпоху встречали суда на входе в рукотворный канал. Прекрасный образец средневековой инженерной мысли, Доковая башня на глинобитном фундаменте простояла в море, практически не разрушаясь, на протяжении семи веков. 

Обе картины, написанные с одной точки и в одно время суток, отличает классическая итальянская палитра: сочетание лазурных, розовых и жёлтых тонов, любимое живописцами эпохи Возрождения. Средиземноморский колорит этих полотен настолько отчётлив, что вспоминаются слова художника: «…нередко скалы Судака освещены у меня на картине тем самым лучом, что играл на башнях Сорренто; у берега Феодосии разбивается, взлетая брызгами, тот самый вал, которым я любовался с террасы дома в Скутари».

За два с лишним года стажировки художник был совершенно очарован Италией. Он работал в Риме, Венеции, Флоренции, но чаще домом живописца становились южные Неаполь, Сорренто и Амальфи. Трудно передать словами магию этого региона Италии, описать интенсивность, сочность красок, жизнеутверждающую, оптимистичную красоту приморских итальянских ландшафтов, где ухоженные, трудолюбиво возделанные многими поколениями сельскохозяйственные земли сменяются природными видами, заставляющими замирать в восхищении. Поражает живость, непосредственность южного темперамента, удивительное сочетание верности традициям и внутренней свободы в приморском укладе жизни, жизнерадостная гармония сосуществования человека, моря и земли.

Айвазовский охарактеризовал итальянский период известной фразой: «Я, как пчела, собираю мед из цветника». Именно в Италии он сформировал технику и узнаваемый стиль, получил международное признание и первые солидные доходы, создал более пятидесяти крупных полотен, в частности, картину «Хаос», приобретённую Папой Григорием XVI для Ватиканского музея.

К средиземноморским видам, архитектуре и атмосфере художник будет тяготеть всю жизнь.

автор: Lorem ipsum 

Феодосия в живописи Айвазовского 

Весь Крым на полотнах Айвазовского

 

Адрес:
298179 республика Крым, г. Феодосия, п. Береговое, ул. Курская, 28, пансионат «Семёнов».
Форма обратной связи