опубликовано: октябрь 2016
![]() |
Ф.И. Гросс. Успенский монастырь близ Бахчисарая, в Крыму. Литография, 1856 |
Один из главных исторических памятников Крыма – Свято -Успенский пещерный монастырь, расположенный в окрестностях Бахчисарая, в урочище Мариам-Дере. Старинная, издавна почитаемая обитель запечатлена и на литографиях Ф. Гросса. Одна из них, выполненная по рисунку художника для «Русского художественного листка» в 1856 году, носит название «Успенский монастырь близ Бахчисарая, в Крыму».
Ф. Гросс рисует среднюю площадку перед храмом и высеченные в скале ступени, ведущие к церкви. Вырубленный в отвесной скале храм зависает над обрывом, вызывая восхищение и преклонение перед самоотверженностью его строителей. С левой стороны от лестницы хорошо виден устроенный там фонтан. Картину оживляют людские фигуры – монахи, мужчины и женщины в национальных нарядах.
Основание Успенского монастыря относят к VIII-IX векам и связывают с появлением в этих местах бежавших из Византии монахов-иконопочитателей. Монастырь продолжал действовать даже после захвата Крыма золотоордынцами. С конца XV века, когда здесь располагалась резиденция митрополита Готии, и до XVIII века обитель оставалась центром религиозной жизни крымских христиан. А главной святыней храма стала икона Богородицы, о чудесном явлении которой на скале с древности слагали легенды. Почитали икону Божией матери не только православные, но и татары. Даже основатель династии Гераев обращался к Богородице за помощью. Материально поддерживали обитель и русские цари.
После того, как в 1778 году крымские греки, жители селения Мариамполь, располагавшегося у подножия скалы, переселились в Приазовье, жизнь в храме стала угасать. Но паломники продолжали посещать святыню, а позже прихожанами церкви стали расквартированные под Бахчисараем русские военные. Они расширили пещерный храм и лестницу к нему, устроили иконостас. Возрождение Успенского скита началось в середине XIX века. Во время Крымской войны в нем размещался госпиталь.
Пещерные сооружения Крыма запечатлены и на других картинах Ф. Гросса. На литографии «Мангуп-Кале» изображены руины главных ворот древнего города у восточного мыса Тешкли-бурун.
irmasirin
Ещё одна работа Ф. Гросса, посвящённая Успенскому пещерному монастырю
Фридрих Гросс: крымская тематика