Один из основных символов Крыма – возвышающаяся над Алупкой и Кореизом, окутанная туманами каменная корона горы Ай-Петри, входящей в состав Ай-Петринской яйлы. Зубцы величественного массива, включающие большие и мелкие пики, завершают линию живописного амфитеатра, начатого у моря мысом Ай-Тодор.
За миллионы лет суша, на которой стоит гора, не раз скрывалась в волнах древнего Тетиса и вздымалась над его поверхностью. Морские отложения и рифы формировали пики, а свежие ветра выдували породы, формируя их нынешний вид. Величественный вид горы завораживает, но еще более прекрасна панорама, открывающаяся с головокружительной высоты – живописные крымские берега от Симеиза до Аю-Дага, Ялта и бескрайнее синее море, сливающееся с небесами.
Многих художников привлекала Ай-Петри, не обошел ее вниманием и И. К. Айвазовский. Живописец рисовал не только саму гору, но и виды с нее. На его картины попадали и участки дороги Ялта-Бахчисарай, проложенной через Ай-Петринскую яйлу во 2-й половине XIX века.
irmasirin
И.К. Айвазовский. Морской берег (Крымское побережье у Ай-Петри). 1890. Холст, масло. 46 х 75 см
И.К. Айвазовский. Дорога на Ай-Петри. 1894. Холст, масло. 41,5 х 59,5 см
И.К. Айвазовский. «А. С. Пушкин на вершине Ай-Петри при восходе солнца». 1899. Холст, масло. 135 x 250 см
Айвазовский: Крым, запечатлённый в полотнах