администратор   Ирина Фёдоровна

А. П. Боголюбов. Ливадийский дворец

опубликовано: апрель 2018

Ливадийский дворец

А. П. Боголюбов. Ливадийский дворец. Холст, масло

На картине «Ливадийский дворец» А. П. Боголюбов пишет вид на Малый дворец, построенный для наследника-цесаревича в Крыму, в царской Ливадии, неподалеку от Большого дворца среди великолепной зелени императорского парка.

Живописец изображает солнечный день и нарядно одетых людей, гуляющих в парке возле дворца, - вероятно, членов царской семьи и их гостей. На дальнем плане застыли мощные склоны Никитской яйлы. За высокими кипарисами вдалеке видны часть Ялтинской бухты и белеющие ялтинские строения, расположенные на холмах между горами и морем, на северо-востоке от Ливадии.

Ливадийское имение, ранее принадлежавшее графу Л. Потоцкому, было приобретено императорской семьей в начале 1860-х годов. Расширением и реконструкцией усадьбы занимался приглашенный в Крым архитектор И. А. Монигетти. Он посвятил Ливадии четыре года, создав единый архитектурно-парковый ансамбль, органично вписавшийся в окружающий ландшафт и продолживший традиции застроек в южном стиле, заложенные первыми крымскими архитекторами – Филиппом  Эльсоном и Карлом Эшлиманом.

Строительство Малого дворца, предназначенного для великих князей, Монигетти начал в сентябре 1862 года, и уже к приезду царской семьи летом 1863 года здание было готово.

А. П. Боголюбов, побывавший в Крыму в 1863-м, а затем и в 1869 году, мог воочию оценить, как продвигалось обустройство Ливадии. Восточный колорит сооружений пришелся по душе живописцу, он отмечал, что «татаро-турецкий стиль» был очень талантливо применен архитектором ко всем постройкам.

Основные украшения Малого дворца – резные деревянные элементы, ажурные карнизы, выступающие балконы, высокие трубы-башенки, окружавшие устроенную на дворцовой крыше просторную решетчатую террасу, прикрытую от палящих лучей легким навесом, – придавали зданию воздушное изящество. Открытая солнцу и воздуху, увитая глицинией и виноградом, крымская архитектура смотрелась единым целым с южной природой.

Сопоставляя изображения Ливадии того времени, можно определить, что эта картина была написана Алексеем Петровичем во время его второго посещения Крыма. В своих записках живописец позже упоминал о жарком лете 1869 года. Он вспоминал о сильном зное, затруднявшим дневные прогулки, и о том, как к вечеру все собирались в домике Цесаревича, расходясь лишь к 11 часам ночи. Однако царская семья успевала не только принимать гостей, съезжавшихся из окрестных дач, но и совершала поездки по окрестностям.

Там же, в Крыму, Боголюбов пишет картину «Вид Ялты из Ливадии» – пейзаж, наполненный солнцем и прозрачным морским воздухом.

автор описания: irmasirin

Адрес:
298179 республика Крым, г. Феодосия, п. Береговое, ул. Курская, 28, пансионат «Семёнов».
Форма обратной связи