администратор   Ирина Фёдоровна

Крым в составе Османской империи

опубликовано: февраль 2016

Османская империя в Крыму: исторический очерк, границы, административное устройство

В XV веке Золотая Орда ослабла настолько, что не смогла сдержать сепаратистские тенденции, в результате которых появились независящие от центра территории. Среди новых политических образований было Крымское ханство, которое стремительно расцветало, пользуясь удачным расположением. Государство Гиреев мирно сосуществовало с генуэзцами, чьи колонии отделяли ханство от Южного берега Крыма. Дети вельмож Крымского ханства получали образование в Кафе, там же гостили ханские сородичи, кроме того, самый большой порт полуострова был хорошим источников доходов, ведь генуэзцы регулярно платили хану пошлину. 

Тем временем на южных берегах Черного моря росла Османская империя. В 1453 году Мехмед II завоевал Константинополь, а еще через год его корабли подошли к Кафе. Османы были настроены решительно, но навстречу им вышел Хаджи Гирей с 6 000 воинов. Хан встретился с командиром эскадры Османской империи и турки покинули берега Крыма. Суть разговора остается неизвестной, но генуэзцы отблагодарили крымского соседа 120 килограммами серебра. Немалое войско крымского хана вызывало тревогу у жителей Кафы. Однако Хаджи Гирей не тронул обитателей генуэзской крепости: ему не хотелось терять хорошие доходы. 

В 1469 г. султан Османской империи Мехмед II сделал очередную попытку взять Крым. Тогда новый крымский хан Менгли Гирей, который в свое время учился в Кафе, отправил в Стамбул протест. В документе говорилось о том, что ущерб, принесенный Кафе, он воспринимает, как собственную обиду. Таким образом, генуэзцы были спасены в очередной раз. Мехмед II велел отвести галеры от крымского побережья, но в его голове продолжала зреть идея о захвате полуострова.

Чтобы заполучить Крым, султан Османской империи дожидался удачного момента, который настал спустя шесть лет. В Крымском ханстве началась смута, в результате которой Менгли Гирея отправили в Кафу. Внутренняя борьба за власть ослабила союзника итальянцев и сделала их слабо защищенными. 31 мая 1475 г. османы в огромном количестве прибыли к берегу Кафы. Число их кораблей доходило до полутысячи. Во главе вражеского войска стоял визирь Кедук-паша. 

В этот раз османы не стали церемониться, они высадились на берег вблизи кафской крепости и начали пушечный обстрел. Генуэзцы решили бороться за свою колонию, но греки и армяне, которые проживали в Кафе, уговорили итальянцев, чтобы те сдали город добровольно, не дожидаясь потерь. Консул понимал, что генуэзское войско самостоятельно не справится с турецкой армией, поэтому собственноручно открыл ворота. Османы не тронули армян и греков, однако, стали истреблять упертых итальянцев, а кого не убили, отправили в Стамбул. 

Вместе с генуэзцами в столицу Османской империи отправили Менгли Гирея, яростного защитника Крыма. По другой версии его заточили в Мангупской крепости. Вскоре Кефе стал главным городом в турецких владениях Крыма. Там располагалась резиденция паши и стоял большой османский гарнизон.

Таким же образом в руках турецких завоевателей оказались Судак, Керчь (Черзети), города княжества Феодоро. Земли османов Северного Причерноморья ограничивались устьем Бельбека, верховьями Альмы и Качи, склонами Крымских гор, Южным берегом, Керченским полуостровом. Тамань тоже принадлежала Османской империи. 

Менгли Гирей прожил в Стамбуле три года. Вскоре население его державы осознало свою ошибку и просило вернуть правителя. Султан согласился, но поставил несколько условий: Крымское ханство попадало в зависимость от Османской империи, а остальные территории Крыма полностью переходили под турецкое управление. На территории нового турецкого санджака (ливы или эйялета Кефе) располагались Мангупский, Судакский, Кефейский и Еникальский кадылики (казы). Известно, что на полуострове существовало 48 кадыликов, но остальные относились к ханским владениям. Изначально в четырех султанских казах находилось 95 деревень. Возле Кефе – 2, под Мангупом – 74 и 19 в округе Судака. О поселениях под Ени-Кале информации нет.

Турецкую администрацию в Кефе вначале возглавляли наследники султана. Между ними и крымским ханом существовали прекрасные взаимоотношения. Селим I Грозный, будущий султан Османской империи, даже женился на дочке хана, связав свою судьбу с Крымом. Еще один турецкий владыка – Сулейман I Великолепный – построил в Кефе прекрасную мечеть, которую безжалостно снесли в XIX веке. Впрочем, на невольничьем рынке этого же города была продана его будущая жена – Роксолана из украинских земель, известная, как Хасеки Гюрем Султан.

В Гезлеве располагался единственный порт, принадлежавший крымскому хану. Однако и эта крепость появилась по указанию Мехмета II. После окончания строительства выяснилось, что тяжелым турецким галерам трудно заходить туда из-за мелководья. Возможно, из-за этого султаны не стали претендовать на Гезлев. Вместе с тем известно, что в XVIII веке в городе стоял турецкий гарнизон из 3 000 солдат, которые направлялись туда для защиты Крымского ханства. Кроме Гезлева, при османах были построены крепости Ор-Капу, Арабат, Ени-Кале. 

В XVII веке россияне активизировали строительство кораблей. До этого времени Османская империя была единственной страной, суда которой ходили по Черному и Азовскому морям. Переживая за безопасность своего государства и его крымских владений, султан приказал построить крепость Ени-Кале. Фортификационное сооружение выросло к 1706 году. Как и Керчь, твердыня Ени-Кале принадлежала не крымским ханам, а самим османам. Она имела огромное значение для империи, что подтверждает факт назначения визирей на должность комендантов. 

После 1711 г. Россия вывела свой флот с Азовского моря и Ени-Кале из хранительницы двух морей превратилась в торгово-таможенную факторию. В 1771 г. к Керченскому полуострову подошли русские войска. Комендант Ени-Кале тогда был в Кефе и, узнав о наступлении, сбежал в Синоп. Когда воинам крепости стало известно о побеге своего военачальника, они сели в первые попавшиеся торговые суда и отплыли в Стамбул. Султан казнил пашу, но это не спасло турецкую собственность.

В 1774 году был подписан Кючук-Кайнарджийский договор, серьезно повлиявший на дальнейшую историю Крыма. Османская империя формально потеряла свои владения на полуострове, передав их Крымскому ханству. Ени-Кале и Керчь с тех пор стали российскими. Хан Шахи-Гирай тогда так обрадовался приобретению, что столицей своего государства решил сделать Кафу. Он даже начал строить для себя кафинский дворец, однако, мечтам не суждено было сбыться. 

В ходе русско-турецкой войны войска Российской империи оккупировали Южный берег Крыма и на 1774 год в Кафе осталось очень мало населения. В 1778 году демографическая ситуация в Кафе усугубилась еще больше, после того как Суворов переселил в Приазовье 7 000 кафинских христиан. Уже к 1783 году главный город бывших турецких владений был почти разрушен и пуст.

 

Развитие сельского хозяйства, ремесел и торговли в Крыму
во времена Османской империи

Основным видом сельскохозяйственной деятельности населения крымских владений Османской империи было виноградарство. Так, Эмилио д'Асколи писал, что в округе Судака делали неимоверно вкусное и крепкое вино, там можно было сорвать самые нежные плоды. Вместе с тем член доминиканской миссии отмечал, что на 1634 г. в Судаке нельзя было собирать виноград, потому что на город регулярно нападали казаки. «Русские разбойники», вероятно, мешали развитию земледелия в общинах Юго-восточного Крыма, но в мирное время подданные Османской империи в Крыму активно занимались огородничеством. Известно, что в Аутке, которая располагалась на территории нынешней Ялты и входила в состав Мангупского кадылика, выращивали лен, а в Дерекое и Ай-Василе сеяли табак.

В турецкой Балаклаве, как и в Кефе, по старинке занимались рыболовным промыслом. Ловили кефаль, ставриду, скумбрию, камбалу. Со временем в городе стали заниматься корабельным ремеслом. Там сооружали парусные и гребные суда для османского флота. В XVII веке в Балаклаве делали до пяти больших судов в год. Для строительства кораблей балаклавцы использовали местную древесину. Позже крымское дерево вывозилось в Стамбул и в Египет на этих же судах. После 1711 г. вырос еще один небольшой рыбацкий городок, который располагался возле Ени-Кале. Его жители торговали собственноручно выловленной рыбой, в основном осетрами и камбалой. В поселение рыбаков при османах превратилась и Алушта, испепеленная во время масштабного пожара.

Жители той части Крыма, которая находилась в составе Османской империи, умели делать муку, ткали, изготавливали ювелирные украшения, обувь, молитвенные коврики и многое другое. Эвлия Челеби называл каффинцев «искусными мастерами 167 ремесел». Ремесленники Юго-восточного Крыма продавали свои поделки на рынках полуострова, распространяя изделия среди местного населения.

В сотнях турецких бань использовался кефинский кил – природное мыло или голубая глина. Его тоннами вывозили из Крыма, чтобы продать на рынках Османской империи. Через турецкие порты Крыма также вывозились рабы, соль, мясо и рыба. В свою очередь, местные торговцы с нетерпением ожидали купеческие судна, которые прибывали со стороны Стамбула. Таким образом на полуостров попадали заморские пряности, дорогие ткани, изысканные украшения, оружие, кони, кофе, рис, орехи и даже средиземноморское зерно.

После того как Османская империя начала ослабевать, татары Крыма вынуждены были экспортировать часть собственноручно выращенного хлеба. Несмотря на примитивные методы обработки земли, зерна хватало, чтобы обеспечить себя и удовлетворить желания метрополии. Кроме того, часть товаров, которые шли из Турции в Скандинавию, Польшу и Россию, оседала в Крыму, так и не добравшись до пункта назначения.

 

Крым в составе Османской империи: быт, религия и культура

С приходом османов внешний вид Кафы практически не изменился. Правда, город получил название Кефе, на зданиях появились иные знамена, среди его жителей не стало итальянцев. На этом все и закончилось, но ненадолго. Спустя годы в Кефе красовались образцы турецкой архитектуры. Там, где сейчас располагается Морской сад Феодосии, стояла упомянутая выше мечеть Сулеймана I, возле нее находились бани, построенные выдающимся османским архитектором Синаном. До наших дней сохранилась мечеть в Гезлеве, возведенная этим же мастером.

Население Кафы еще при генуэзцах доходило до 30 000 человек. Во времена Османской империи этот город в Крыму был вторым после Стамбула населенным пунктом Причерноморья с 80 000 обитателей. В XVII–XVIII веках в Кефе существовало множество караван-сараев, бань, дворцов. Там стояли роскошные резиденции султанских наместников и многие другие постройки.

С тех пор как выросла Кафа, Солдайя уверенно теряла свои позиции. В отличие от Кефе она была намного меньше, там проживало лишь 300 семей, а на конец XVII века – около  100. Османы держали в Судаке небольшой гарнизон в несколько десятков солдат, а местные обитатели тогда перебрались в округи крепости. В Чембало стояло около двух сотен турецких солдат. Турки принялись за перестройку нескольких башен, а в то время начал расти небольшой городок, расположенный рядом. В турецкий период истории Крыма в Балаклаве стояли две мечети, караван-сарай и хамам.

Документальные источники Османской империи позволяют представить, как выглядел национальный и религиозный состав населения крымских городов того времени. Так, известно, что в 1520 г. в кадылике Кефе располагалось 39 мусульманских кварталов, в которых проживало 5644 чел. Немусульман было больше – 10 841. Среди иноверцев казы Кефе – армяне, греки, караимы, русы, евреи, черкесы. Из налоговой переписи немусульманского населения 1634–1635 гг. мы узнаем, что один двор (или семья) назывались «хане». В таком дворе обитало 5–10 человек.

Тюльпаны, которые росли в Крыму, стали символом Османской империи. Но не только цветы прославляли полуостров. Из одной только Кафы в турецкие времена вышло не меньше полутора десятков мудрецов, писателей, ученых. Еще при генуэзцах город славился сильным учебным заведением, в котором учился Менгли Гирей. Османы не стали рушить традиции и способствовали дальнейшему развитию науки и культуры на полуострове.

Мусульманских святынь османского периода истории Крыма сегодня практически нет, но существовало их огромнейшее количество. Только в Кефе стояло 6–7 десятков мечетей. Одна из них – Муфтий Джами, построенная в 1623 г., – радует глаз и в наши времена. Ее возвели на деньги муфтия – высшего духовного лица всех мусульман Крыма, которые проживали в османских владениях полуострова и на территории Крымского ханства. Резиденция муфтия располагалась в Кефе. Кроме исполнения религиозной функции, такие люди следили за исполнением правосудия. Их авторитет распространялся на всю территорию Крыма. Есть мнение, что христиане Крыма, которые стали подданными Османской империи, облагались несносными повинностями и налогами, а султанские власти усиливали политику исламизации. 

Вероятно, из-за этого количество людей, которые исповедовали ислам, со временем возрастало. Те иноверцы, которые не принимали религию Османской империи, переходили на территории Крыма, принадлежавшие хану. Таких было много: на 1634 г. одна треть жителей Мангупского и Сугдейского кадыликов покинула родные места, половина этих людей перебралась в Крымское ханство. Хотя миграцию также объясняют участившимися казацкими набегами.

Таким образом, турецкий период истории Крыма начинается в 1475 г. и длится до 1774 года. В 1475 г. османы пришли в Крым, где захватили территории, ранее принадлежавшие генуэзцам, венецианцам и мангупским князьям. Крымское ханство стало подвассальной территорией, судьба которой зависела от решений турецкого султана. 

С конца XVII века Российская империя начала строить свой флот и претендовала на воды Черного моря. В связи с этими событиями турки построили крепость Ени-Кале, но в 1771 г. ее солдаты позорно сдали свои позиции русским. Результатом российско-турецкой войны 1768—1774 гг. стало подписание Кючук-Кайнарджийского договора, в котором шла речь о передаче османских земель полуострова. 

Керчь и Ени-Кале с тех пор принадлежали Российской империи, а юг и юго-запад Таврики – Крымскому ханству. Османы три столетия контролировали Крым. За это время они построили много караван-сараев, мечетей, хамамов, укрепили позиции Кафы, наладили производство морских судов и исламизировали большую часть населения полуострова. 

INLIGHT

Адрес:
298179 республика Крым, г. Феодосия, п. Береговое, ул. Курская, 28, пансионат «Семёнов».
Форма обратной связи