администратор   Ирина Фёдоровна

Церковь Константина и Елены

опубликовано: февраль 2016

Церковь равноапостольных Константина и Елены называют ещё Екатерининская церковь. Это же её народное название. Также она по праву называется старейшей православной церковью Симферополя. В 2015 году она отметила свой 230-летний юбилей, что для любого православного храма  Крыма – солидный возраст, ведь только 232 года назад православие пришло на полуостров. Храм дожил до нашего времени и ныне является одним из памятников  зарождения Симферополя как города и столицы Крыма. В статье также будет рассказано о тезке этого храма в селе Чернополье, где находится центр  культуры местной греческой общины.

 

Церковь Константина и Елены –
первый православный храм Симферополя

1785 год. Только-только Крымский полуостров присоединен к Российской империи. Повсюду стоят гарнизоны, охраняя порядок на приобретённой территории, где население – сплошь и рядом мусульмане. В городе Ак-Мечеть – свой гарнизон, но вот беда – нет у солдат церкви, а стоять на новых землях полкам ещё ой как долго. Татары большей частью покидали насиженные места, уезжая главным образом в Турцию, и вот у одного из таких переселенцев комполка Борис Алексеевич Тищев купил оставляемый деревянный дом за пятьдесят рублей. Дом находился на окраине опустевшей Ак-Мечети, ныне же это центр современного Симферополя

Вскоре Ак-Мечеть была переименована, а город, которому уготовано стать административным центром всего Крымского полуострова, получил модное греческое имя – Симферополь. Греческие имена получила и новая полковая церковь – во имя равноапостольных царей Константина и Елены. Кто не знает Константина Великого, римского императора, перенесшего столицу из Рима в Константинополь? Его мать, императрица Елена, обрела во время своего паломничества в Палестину Животворящий крест. Но такие громкие имена достались весьма жалкому приходу, да и вряд ли полковой командир мог позволить себе большее. Наконец, тяготы службы гарнизона подошли к концу, солдаты ушли, церковь Константина и Елены опустела. Но ненадолго. Не так много православных уголков было в Ак-Мечети, чтобы предавать забвению даже самые маленькие святые места Крыма. Богослужения в 1786 году возобновились, в храме появились иконы и прихожане из числа немногочисленных православных граждан.

Но вот настал важный для всего Симферополя день 26 мая 1787 года, когда блестящая государыня императрица Екатерина II в статусе победительницы приехала инспектировать новые южные владения империи. За неимением иной церкви Екатерине II пришлось молиться в церкви Константина и Елены (в наше время об этом событии свидетельствует памятная доска на стенах церкви Константина и Елены). Закончив с проявлением благочестия, императрица подивилась убогости местного прихода. Тут же было обещано дать Симферополю приличный соборный храм, соответствующий его статусу растущей крымской столицы. Также государыня обещала подарить церковную утварь для новой церкви, правда, она  досталась в итоге не церкви Константина и Елены, а Александро-Невскому собору, откуда и пропали в советскую эпоху.

Императрица уехала в Белогорск. На тот момент Симферополь был слишком мал, чтобы громко требовать соборную церковь, для этого городское население должно было достигнуть определенной численности. Поэтому приходилось горожанам довольствоваться деревянной  церковью Константина и Елены. Однако город рос не по дням, и приземистой  церквушки уже не хватало. Полетели петиции к высшему церковному и административному начальству. Долгое время прошения долбили стену равнодушия. При Павле I они были вообще бесполезны. Он даже вернул городу название Ак-Мечеть.  Другое дело – Александр I, противоположность отца. Взойдя на престол после насильственной смерти своего родителя, новый император сразу удовлетворил просьбу симферопольцев о храме. Так начал строиться Петропавловский собор – правда, тоже деревянный. И в 1806 году строительство было завершено. К тому же готовилось возведение главного соборного храма города – Александро-Невского собора, на этот раз каменного.

 

Дальнейшая история церкви Константина и Елены

А что же стало с церковью Константина и Елены? Её приютила со всеми постройками усадьба влиятельного генерала-майора В.П. Попова. Храм стал домовой церковью большого имения богатой семьи. Дедом генерал-майора был Василий Степанович Попов, влиятельнейший государственный чиновник из круга сиятельного князя Потёмкина. Его внук Василий Павлович был предводителем дворянства губернии. Именно ему досталась церковь Константина и Елены, потерявшая прежнее значение  в связи со строительством по соседству двух соборных храмов. А сын генерал-майора Юрий Васильевич Попов провел реконструкцию всей усадьбы, в том числе и церкви Константина и Елены, на которую водрузили купол. Возле здания домовой церкви была установлена колокольня. Надо заметить, что родовым гнездом Поповых была Васильевка (ныне Запорожская область), куда вкладывались основные деньги семьи.

В Первую мировую войну церковь Константина и Елены снова стала полковой церковью. Поэтому на её потолке сохранились изображения гербов полков. В 1917 году церковь Константина и Елены отдали под крыло Петропавловского собора. В 1921 году храм получил собственный приход, и именно прихожане храма смогли уговорить местные власти не закрывать его в 1924 году, хотя уже практически было принято решение не только о прекращении деятельности, но и о физическом уничтожении церкви Константина и Елены. К тому времени стоящий рядом Петропавловский собор был разграблен и закрыт. Однако в 1929 году и до Екатерининской церкви дошла очередь. Церковь Константина и Елены закрыли, сняли купол с крестом, дабы не напоминала она о своём прошлом, и разместили в обезличенном здании аэроклуб. Позже здесь был размещён архив. 

 

Церковь Константина и Елены. Современность

В начале девяностых годов церковь Константина и Елены была возвращена в лоно православной церкви. Почти сразу же началась реставрация. От первоначального здания мало что осталось. В 2001 году в стенах храма прошло первое после долгих лет молчания богослужение. Сейчас церковь Константина и Елены представляет вытянутое, прямоугольное в плане здание с одним этажом и увенчанное маленьким куполом. Архитектурным лицом храма является красивая двухъярусная колокольня, через красиво оформленный портал первого этажа которой можно войти в помещение храма.  

Церковь Константина и Елены расположена в центре города на улице Октябрьской. Для туриста, посетившего Симферополь, несомненным удобством является близкое соседство – буквально в сотне-другой метров – значимых святынь Симферополя - Петропавловского собора и Свято-Троицкого женского монастыря. Ещё немного восточнее расположена мечеть Кебир-Джами на улице Курчатова.

Церковь Константина и Елены не может похвастаться размерами и размахом зодческой мысли, как, например, реконструируемый неподалёку Александро-Невский собор. Главное её достоинство – люди, которые на протяжении почти двух с половиной веков своими молитвами и упованиями создали эту непередаваемую атмосферу самому старому православному храму Симферополя.

 

Церковь Константина и Елены в Чернополье (Карачоль)

Обязательно нужно отметить ещё одну церковь с тем же названием, что и у симферопольской – церковь Константина и Елены в Чернополье. Чернополье (бывший поселок Карачоль), находится недалеко от Белогорска на трассе Симферополь-Керчь. Одной из достопримечательностей этого маленького посёлка является белоснежная церковь, архитектурный памятник начала двадцатого столетия. Построена церковь Константина и Елены в 1913 году греческой общиной этого района, переселившейся сюда в 1830 году из Фракии (ныне на территории Болгарии), чьими покровителями были равноапостольные Константин и Елена. В то время связь греков, борющихся за свою независимость с Османской империей, поддерживалась всячески империей Российской. Греки служили в русских войсках и переезжали в Крым, Причерноморье, Приазовье. 

Гражданскую войну церковь Константина и Елены пережила относительно спокойно. Но позже двумя ударами судьбы храм стал на грань исчезновения. Сначала разрушительное землетрясение 1927 года, потом закрытие церкви в 1933 году. В советскую эпоху в здании храма был сельский клуб. В девяностых годах прошлого столетия греческая община получила церковь Константина и Елены обратно в своё пользование. Реставрация велась на средства, собранные общиной и пожертвования из самой Греции. В итоге Чернополье получило красивый светлый храм с трехъярусной колокольней, увенчанной черным куполом, который видно за километры. Если вы всё же посетили Чернополье, обязательно стоит заглянуть в греческий этнографический музей «Карачоль», где можно ознакомиться экспозицией, восстанавливающей быт греческой семьи девятнадцатого века.

olegman37

Адрес:
298179 республика Крым, г. Феодосия, п. Береговое, ул. Курская, 28, пансионат «Семёнов».
Форма обратной связи