администратор   Ирина Фёдоровна

Третье рождение Петропавловского собора

опубликовано: февраль 2016

Петропавловский собор в Симферополе – одна из главных православных святынь города. Небольшой, но красивый и светлый, с богатой историей взлётов и унижений, он пережил забвение и запустение, но теперь радует глаз и греет душу своих верных прихожан. Собор назван в честь самых известных апостолов Христа – Петра и Павла, чьи имена прославляются веками во всех течениях христианской церкви, тем более в православном, под сенью которого на Руси появилось множество церквей имени этих святых, одна из которых – симферопольская – героиня нашего сегодняшнего рассказа.

 

Идея возведения Петропавловского собора

После того, как прибывшая в Симферополь в 1787 году российская императрица Екатерина II пожелала видеть в этом городе большой и светлый соборный храм, казалось, что так тому и быть. Власти придавали большое значение новому административному центру приобретенного лишь четыре года назад Крыма. Тем более они отдавали отчет, что население Крыма было большей частью  представлено мусульманами. И хотя со временем оказалось, что крымскотатарское население массово покидает полуостров, что почти совпало с ранее произведенным выселением христианского населения на материк, цели оставались прежними. 

Среди мечетей и минаретов должен был возвыситься символ религиозной власти наряду с развитием Симферополя как символа власти светской.  Считалось, что святые места Крыма отныне в большей своей части должны быть представлены православными храмами и монастырями. Нужно сказать, что маленькая церковь в Симферополе всё же была, она известна и сейчас как церковь во имя святых Константина и Елены. Она была построена ещё в 1785 году как полковая церковь местного русского гарнизона, который вдали от родины, на земле иноверцев, остался без молитвенного дома. Екатерина II была поражена её теснотой и убогостью, поэтому и пришла ей в голову мысль о новом храме, да таком, чтобы он прославлял веру православную, а не ютился в деревянных избушках.

Несколько слов о судьбе церкви во имя святых Константина и Елены. После открытия Петропавловского собора здание церкви и все вспомогательные помещения влились в состав владений  губернского предводителя дворянства Василия Павловича Попова. При его предках церковь не забывали и проводили реконструкции. Во время Первой мировой войны ей снова выпала судьба стать полковой. В годы Гражданской войны церковь во имя святых Константина и Елены вошла под управление Петропавловского собора, расположенного рядом, а в 1929 году её закрыли, после чего здание  частично разрушилось. В наше время церковь восстановлена и работает на радость прихожан. Кстати находится этот храм в сотне метров от Петропавловского собора и в ста пятидесяти метрах от Свято-Троицкого собора, который является частью одноимённого женского монастыря. 

Но проект так и остался проектом, в 1796 году Екатерина II умерла. Павел, взошедший на престол, вернул городу прежнее название Ак-Мечеть. В 1801 году императором стал Александр I, который не разделял мистицизма отца и увлечения его тайными орденами. Александр I был вполне согласен с мнением своей прославленной  бабки о том, что Симферополю нужна достойная соборная церковь. В итоге ею стал Александро-Невский храм, но он открылся в 1829 году, а до того растущий город очень нуждался в своём храме, поэтому и был построен Петропавловский собор. 

Горожане не раз обращались с петициями к городским властям, а те в свою очередь – в  Священный Синод. В петициях указывалось, что маленькая церквушка во имя святых Константина и Елены уже не может выполнять в полном объеме свои функции – слишком она мала, да и негоже административному городу оставаться без каменного храма. До смерти Павла Синод, видимо, не торопился удовлетворять прошение, однако, видя смену политико-религиозного курса при Александре I , дал разрешение на строительство в 1801 году. Этот момент стал поворотным в судьбе Петропавловского собора. 

 

История Петропавловского собора

Петропавловский собор начинался всё же как небольшая деревянная церковь с колокольней при медных колоколах на западной стороне и пятигранной апсидой с алтарём на восточной, поэтому и был построен довольно быстро – в 1805-06 годах. Он был больше первой церквушки и уже выделялся солидным иконостасом, однако скромные средства городской общины не позволяли возвести полноценный каменный храм. В деревянной церкви не было даже настенных росписей.  Соответственно, такая ненадёжная конструкция не могла долго прослужить, и как только Александро-Невский собор совсем неподалёку открыл для прихожан свои ворота, Петропавловский собор должен был закрыться. Вся утварь, ризница и колокола перешли во владение нового городского собора Александра Невского. Старый храм померк и опустел.

Более двадцати лет стоял закрытым Петропавловский собор. А Симферополь рос, росло и желание горожан вернуть к жизни старую церковь. В 1866 году был заложен первый камень на месте разобранного ранее деревянного здания, и собор начал стремительно расти. Архитектором выступил петербуржец Константин Лазарев. Деньги собирали всем городом, часть средств выделил Синод, пятнадцать тысяч пожертвовал на возведение староста прежнего Петропавловского собора Афанасий Иванович Тисов, за что удостоился погребения в одном из приделов храма.

К 1870 году закончили широкомасштабные отделочные работы. Обновленный Петропавловский собор представлял собой вытянутый с востока на запад крест: на востоке сам двухъярусный храм с двенадцатью окнами под куполом, на западе – более  высокая колокольня под пирамидальным куполом. Просторная и теперь хорошо освещенная внутренняя часть  Петропавловского собора содержала художественную роспись, которая поражала богатством и талантом исполнителей, а также мастерски исполненным иконостасом в пышном византийском стиле. При храме с 1868 года действовали два духовных училища – для женщин и мужчин, а также церковно-приходское попечительство. 

Немало усилий и свой большой авторитет для восстановления Петропавловского собора приложил известный крымский архиепископ Гурий (Карпов), о котором говорится в статье об Александро-Невском соборе. Не раз Гурий совершал богослужения в отстроенном соборе уже как глава Таврической епархии вплоть до своей смерти в 1882 году. 

В 2008 году в Петропавловском соборе Гурия торжественно прославили как нового православного святого. Службу вёл митрополит Киевский Владимир. В храме была установлена рака с мощами святого, чудом сохранившихся и спасённых верующими от уничтожения во время подрывных работ, которые велись в Александро-Невском соборе. После того, как последний будет окончательно восстановлен, мощи Гурия, считающиеся несущими исцеление,  будут перенесены под защиту стен нового храма. 

Петропавловский собор стал достойным конкурентом Александро-Невского собора. Территорию вокруг него облагородили, Петропавловская площадь, вымощенная булыжником, стала местом для прогулок, встреч, свиданий. В начале XIX века мастера Академии художеств расписали купола Петропавловского собора, к 1905 году была закончена роспись стен.  Деньги на это пожертвовал церковный староста храма. Главной святыней Петропавловского собора считалась икона Пресвятой Троицы XVII века с частицами мощей святых угодников и кусочком ризы Господней. Об этой иконе ходила то ли легенда, то ли быль, что оставил её в храме на сохранение один набожный офицер, уходивший на очередную войну, и завещал свою реликвию Петропавловскому собору в случае, если он не вернётся назад. Так и случилась, офицер сгинул в пучине войны, поэтому видная икона ещё долго являлась украшением храма и притягивающей силой для верующих. К сожалению, она, как и все остальные иконы, утварь, сосуды сгинула в вихре безжалостной революции 1917 года.

С  приходом новой власти в конце 1920 году судьба Петропавловского собора, да и других соборов Симферополя, была предопределена. Для начала здание церкви нужно было обезличить, так чтобы её внешний вид не напоминал о её предназначении. Были сняты купола, колокола, изображения святых, вырвана красивая ограда. Петропавловский собор опустел, помрачнел, осунулся, был совершенно опустошен и разграблен. В довершение  страданий ему пришлось принять внутри себя склад, для въезда в который грузовых машин был сделан пандус, а позже общественную пивную.

 

Воскрешение к жизни Петропавловского собора

В конце восьмидесятых годов в Петропавловский собор стала возвращаться жизнь. Организация «Крымреставрация» взялась за восстановления одного из самых  значимых храмов Симферополя. Архитектором стала О.И. Сергеева, хорошим подспорьем ей стали эскизы собора, раздобытые С.Л. Беловой в архивах Синода после кропотливых поисков. Во главе Петропавловского собора снова стали купола и колокольня. Храму придан торжественный вход с лестницей, находящийся со стороны колокольни. По бокам входа красивые мозаики святых в полный рост. Восстановлены два придела храма – в честь Иоанна Кронштадтского и Серафима Саровского.  По строгой тонкой колокольне и широкому круглому храму с полукруглой алтарной апсидой легко узнать Петропавловский собор.

И вот 12 июля 1991 года была отслужена литургия, и Петропавловский собор вновь вошел в жизнь простых симферопольцев.  День для литургии был выбран неспроста – в этот день почитают Первоверховных апостолов Петра и Павла, давших свои имена собору. Кстати, на  карте архитектурных достопримечательностей Крымского полуострова эти имена встречаются ещё дважды. Во-первых, Петропавловский собор в Севастополе, весьма похожий на античный храм – он тоже имеет свою долгую историю. Во-вторых, остатки одноимённого храма на месте существовавшего в средние века в Партените, у склонов Аю-Дага, монастыря.

В 2003 году Петропавловский собор получил звание кафедрального.

 

Петропавловский собор. Как добраться

Если вы приехали на Центральный автовокзал Симферополя и хотите пройти пешком до Петропавловского собора, вам нужно будет спуститься по Киевской улице (на которой и расположен вокзал), перейдя реку Салгир,  до кольца, от которого направо будет уходить длинная улица Воровского, что приведет вас на улицу Шмидта, где нужно будет повернуть налево. Менее чем через полкилометра пути вы увидите восточный фасад Петропавловского собора. 

Насытив своё любопытство, пройдите по Петропавловской улице (бывшая Октябрьская) вверх, пока не увидите упомянутую уже в этой статье церковь во имя святых Константина и Елены. Немногим более чем в ста метрах от неё на улице Одесской находится Свято-Троицкий монастырь, который тоже будет интересен как любителям старины (храм был построен в 1868 году), так и верующим людям, ведь именно здесь находятся мощи прославленного архиепископа Луки (Войно-Ясенецкий), канонизированного в 2000 году. Ну и, конечно же, обязательно следует посетить Александро-Невский собор, находящийся менее чем в километре северо-западнее в Сквере Победы. Пройти мимо вы вряд ли сможете, величественное здание видно отовсюду.

Если же вы приехали в столицу Крыма на поезде, то от железнодорожного вокзала нужно двигаться по направлению к центру города по бульвару Ленина, который пересекается улицей Павленко. От последней  начинается  Александро-Невская улица, которая и приведет к одноимённому собору. До трёх вышеперечисленных храмов, в том числе и до героя нашей сегодняшней повести Петропавловского собора, рукой подать.

Петропавловский собор возродился третий раз, как и сказано в поговорке «Бог Троицу любит». Без этого светлого храма, являющегося неотъемлемой частью истории города,  сложно представить себе сейчас Центр Симферополя

olegman37

Адрес:
298179 республика Крым, г. Феодосия, п. Береговое, ул. Курская, 28, пансионат «Семёнов».
Форма обратной связи