администратор   Ирина Фёдоровна

Святые места Крыма. Храмы Симферополя

опубликовано: февраль 2016

Соборные православные храмы Симферополя

В Симферополе три соборных церкви – Петропавловский собор, Александро-Невский собор и Свято-Троицкий собор. Все они расположены рядом в историческом и религиозном центре Симферополя. Каждый из них в своё время был кафедральным. Сначала  кафедру епископа принял собор святых Петра и Павла, потом – Александро-Невский собор, а после закрытия первого и разрушения второго в советскую эпоху, престол приютил у себя Свято-Троицкий собор. После того, как этот собор передали Свято-Троицкому женскому монастырю, Петропавловская церковь вновь стала кафедральной. Вот-вот после реконструкции откроется  Александро-Невский собор, который, есть надежда, что на постоянной основе, примет кафедру Симферопольского и Крымского епископа после долгих скитаний.

Но начиналась история православных церквей Симферополя не с этих, ставших достоянием города храмов, а с церкви Константина и Елены, тогда ещё деревянной, построенной в 1785 году в качестве полкового храма русского гарнизона (следует учесть, что официально Симферополь основан в 1784 году). Приезд Екатерины II в Ак-Мечеть, как тогда назывался Симферополь, позволил надеяться на скорейшее открытие соборной каменной церкви в новом растущем административном центре Крымского полуострова. 

Пусть это случилось не скоро, но в 1806 году открыл свои двери новый, пока ещё деревянный, Петропавловский собор, отодвинув в тень церковь святых Константина и Елены, которая вошла в состав большой усадьбы Поповых. Об этой старейшей церкви русского православия в Симферополе, которая сохранилась до нашего времени, читайте в отдельной статье. Петропавловский собор стал главным в городе, но быстрый рост населения катализировал деятельность по строительству нового храма, и вот в 1829 году Александро-Невский собор  был торжественно освящен в честь небесного покровителя императорского дома России. Далее судьба с этими двумя соборами обошлась по-разному. Если Петропавловский собор, хотя и униженный советской властью, выстоял, его побратим был разрушен до основания. Подробно об этих святых местах Крыма читайте в отдельных статьях.

Из соборных храмов Симферополя продолжал работать после Второй мировой войны только Свято-Троицкий собор, где кафедру возглавлял будущий святой православной церкви Святитель Лука. Этот храм был возведён в 1868 году на месте старой греческой церкви. Греки же отстояли храм в грозном 1933 году от нападок власти. И греческие священники подарили серебряную раку для мощей Святителя Луки. Ныне собор является центром одноимённого женского монастыря. И о Свято-Троицком соборе, монастыре и святом Луке читайте специальную статью на сайте.

Всехсвятская церковь находится у старого городского кладбища. Давно уже погост закрыт, а церковь до сих пор называют Кладбищенской. Открылся храм, приписанный к Александро-Невскому собору,  в 1864 году под названием церкви Успения святой Анны, и с тех пор там отпевали православных. Позже название поменяли на Всехсвятский храм Симферополя. На этом кладбище временно пребывали тела будущих святых Русской православной церкви – Святителя Луки (его мощи перенесли в Свято-Троицкий собор) и архиепископа Гурия (его нетленные останки отдали Петропавловскому собору до открытия собора Александро-Невского). Там же покоятся останки епископа Михаила, который недолгое время был епископом Таврическим и Симферопольским (чьё тело до разрушения Александро-Невского собора покоилось в склепе этого храма).

В советский период истории Крыма Всехсвятская церковь подверглась массовым изъятиям ценностей и книг, но стала единственным из храмов Симферополя, который не был закрыт ни на год за время существования Советского Союза. К 1938 году все остальные церкви всех остальных конфессий в Крыму были закрыты. А Всехсвятская продолжала работать. Некоторое время между арестами служил здесь отец Николай (Казанский), репрессированный в итоге советской властью, как и епископ Порфирий, чьим помощником он был. Оба мученика, пропавшие в застенках НКВД, в наше время были канонизированы и почитаются как святые.

Ныне храм продолжает работать. Архитектура церкви незатейлива – крестово-купольный белый храм с увенчанным крестом куполом и колокольня, немногим более высокая. В храме два придела – главный, собственно, во имя Всех Святых, и второй, названный в честь Георгия Победоносца. В этом приделе и произошло признанное церковью чудо явления нерукотворного отпечатка иконной росписи. В 1998 году икону Христа Спасителя вынули из стеклянной рамки для реставрации, после чего с удивлением было отмечено, что на стекле остался лик Спасителя. 

Увидеть Всехсвятскую церковь можно в переулке Учебный, неподалёку от футбольного стадиона и Центрального рынка. Одноимённый храм есть и в посёлке Гвардейское Симферопольского района (пятнадцатью километрами севернее столицы Крыма), освященный в 1995 году.

Храм Трёх Святителей – один из красивейших храмов Симферополя. Своим рождением он обязан Симферопольской Духовной семинарии, которая открылась в 1873 году усилиями таврического епископа Гурия, настаивавшего, что епархии нужна своя семинария. Здесь преподавал знаменитый философ-богослов отец Сергий (Булгаков). Семинарский храм располагался на втором этаже здания, но со временем стал тесен для все увеличивающегося количества учащихся. Церковь при семинарии начали строить в 1900 году и закончили в 1903, освятив её под названием храма Трёх Святителей. Архитектором постройки выступил А. Карапетов. До нашего времени храм Трёх Святителей относительно не пострадал, хотя подвергался осквернению и разграблению как и все храмы Симферополя. 

Храм Трёх Святителей построен в виде базилики, то есть это прямоугольное в плане здание. С восточной части к нему примыкает трехгранная алтарная апсида, венчает его большой купол в окружении четырех меньшего размера. Высокие окна первого яруса украшены по сторонам полукруглыми пилястрами и многочисленными кокошниками над ними. Храм отличает красивый интерьер просторных помещений. 

Полюбоваться на храм Трёх Святителей можно на пересечении улицы Гоголя и Героев Аджимушкая. Обязательно нужно посетить находящийся рядом Центральный музей Тавриды.

Храм Святителя Николая на проспекте Александра Невского,19 (раньше - Розы Люксембург) ещё находится в стадии реконструкции. Мирские заведения советской эпохи внесли свою лепту в разрушение здания бывшего храма. И хотя ведутся богослужения, работает библиотека и воскресная школа для детей, до полного восстановления прихожанам нужно набраться терпения.

Открытие этой гарнизонной церкви для военнослужащих состоялось в 1898 году. В советское время здесь долгое время был спортивный зал. К верующим храм Святителя Николая возвращался по частям. И всё же усилиями верующих приход возвращается к нормальной жизни.

Храм Святой Марии Магдалины – это памятник воинам Крымской войны 1853-1856 годов, павшим на поле брани. В Симферополе во время войны были развернуты госпитали, принимавшие тысячи раненых со всего Крыма, особенно из под стен Севастополя. Многие раненые при том уровне медицины умирали, хотя среди врачей были знаменитые Пирогов и Боткин. Солдат хоронили в Петровской балке. Уже по окончании войны было решено увековечить память погибших бойцов, и тогда был задуман проект храма Святой Марии Магдалины. В 1869 году замысел был воплощен. В советское время власти разрушили храм, забросили военное кладбище, на котором даже появились постройки. 

 2335. Храм святой равноапостольной Марии Магдалины  2336. Храм святой равноапостольной Марии Магдалины
 Храмы Симферополя:
Храм святой равноапостольной Марии Магдалины

В наше время храм Святой Марии Магдалины восстановлен. По сути это небольшая часовня на холме, перед которой чуть ниже поставлен памятник с крестом. К часовне ведет длинная лестница. Найти это храм-памятник можно в Петровской балке по улице Крылова.

На улице Полярной находится храм преподобного Лазаря Муромского. Пока это только помещение для прихожан общины этого святого, созданной в 2004 году, но уже задумано строительство полноценной церкви.

 

Храмы Симферополя.
Приходы симферопольского благочиния в окрестностях города

Свято-Никольский храм (с. Пионерское).

В 1895 году в имении Джалман (ныне село Пионерское), что под Симферополем, была построена церковь на средства владелицы имения А.П. Монжене и крестьянина И. Петрова. Свято-Никольский храм, а именно под таким именем была освящена церковь епископом Таврическим и Симферопольским Мартинианом, был построен в византийском стиле. Однако сказалось долгое сожительство с новой местной советской властью, которая старалась уничтожить все признаки здания религиозного культа;  храм осквернений не выдержал. Прихожанам в девяностых годах прошлого столетия он достался в мирском виде и без колокольни, купола, крестов. Ныне Свято-Никольская церковь возрождается, в 2001 году была восстановлена квадратная в плане колокольня с коническим куполом, по которой можно узнать церковь издалека. В Пионерском есть ещё один храм, точнее даже часовня, освященная в честь Святого Георгия Победоносца, которая стоит посреди местного кладбища. Освящен храм в 1996 году. Рядом с Пионерским, в селе Доброе, есть маленькая приходская церковь Святой великомученицы Варвары.

Свято-Никольский храм (с. Мазанка).

В восьми километрах северо-восточнее объездной трассы Симферополя есть село Мазанка, основанное ещё при Екатерине II. В этом населённом пункте есть свой храм с историей. Строительство новой церкви в Мазанке начали в 1882 году на месте старой деревянной церквушки, когда в селе не насчитывалось и тысячи человек. Место строительства и название были предопределены более ранней легендой о явлении святого Николая пастуху. Архитектором был назначен симферополец Михаил Комарицкий. Церковь Святого Николая, которая должна была обслуживать не только Мазанку, но и все окрестные населённые пункты, была освящена в 1896 году, двумя годами позже строительные работы были завершены. После Гражданской войны церковь была закрыта как религиозное учреждение и разграблена. В пору Великой Отечественной войны немецкие оккупанты снова открыли Свято-Никольский храм, который продолжал работать и после войны. 

Свято-Никольский храм сильно выделяется на фоне сельской местности, намного уместнее он выглядел бы среди городских построек. Это не маленькая деревенская церковь, а полноценный русский православный каменный храм с элементами византийской архитектуры, с трехъярусной колокольней, с каменной оградой и воротами. Издалека виден чистый белый храм с небесно-голубыми куполами.

 

Храмы Симферополя других конфессий

Единственный армянский храм Симферополя - армянская церковь святого Акопа  расположена в районе старого армянского кладбища на улице Русской. Построена она в 1997 году на месте существовавшего ранее армянского храма. Это небольшая белая церковь, по размерам больше напоминающая часовню. Рядом можно увидеть хачкары – армянские кресты.

Последний оставшийся  караимский храм Симферополя представляет собой красивое здание эклектичной архитектуры конца девятнадцатого века. Караимская кенасса была построена в 1891-1896 годах рядом со старым караимским храмом по ходатайству общины. В тридцатых годах следующего века кенасса была закрыта и только недавно вернулась в руки общины крымских караимов. Здание необычной архитектуры ныне нуждается в капитальном ремонте, причем срочном. Увидеть его можно на улице Караимской, дом 6.

Католики Симферополя утратили в 1974 году последний свой храм в городе. Даже в начале девяностых, когда крепкие узы советской идеологии пали, католикам негде было встречаться, община была разобщена и даже не зарегистрирована. В 1996 году долгожданная регистрация в комитете по делам религий была получена, в 1997 году приобретен жилой дом по улице Донской, неподалёку от кладбища воинов Второй мировой войны, где и поныне действует католический приход Успения Святой Девы Марии. С 2002 года подчиняется викариату Одесско-Симферопольской епархии.

 

Мусульманские храмы Симферополя

Мечеть Кебир-Джами – самое старое здание города и самый старый храм Симферополя. Его основание относят к 1502 году, о чем свидетельствует найденная в храме надпись.  Кебир-Джами появилась даже раньше города. Ак-Мечеть (или Акмесджит, что в переводе с крымскотатарского означает «Белая Мечеть»), будущий Симферополь, вырос вокруг мечети, которая в свою очередь была центром поместья. 

После присоединения Крымского полуострова к Российской империи Симферополь рос именно вокруг мечети Кебир-Джами. Поэтому и сегодня от этого главного мусульманского храма Симферополя считанные минуты ходьбы до первых православных храмов города. Ныне Кебир-Джами сохраняет за собой звание соборной мечети и религиозного исламского центра всего Крыма.

Сейчас понять, как выглядел храм при своём рождении, довольно  сложно. Неоднократно Кебир-Джами перестраивался, нынешний вид мечети появился в результате реконструкции 1907 года. Во Вторую мировую войну мечеть сильно пострадала, восстанавливать её было некому, так как крымские татары в 1944 году были депортированы с полуострова в казахские степи. После их возвращения и окончания советской эпохи началось медленное возрождение Кебир-Джами. Здание реконструировано, при нем открылись школа и библиотека. Увидеть Кебир-Джами – прямоугольное двухэтажное белое здание  с куполом и минаретом - можно между улицами Курчатова и Володарского, в сотне метров от православных Петропавловского и Свято-Троицкого соборов.

Мечеть Сеиф-Нафе нелегко найти, так как она мало отличается от обычного гражданского дома, да и минарета при ней нет. Если исходить из надписи на табличке у дверей в этот мусульманский храм, то мечеть была построена в 1880 году. Храм находится в Колодезном переулке, ближайшая большая улица – улица Крылова.

Мечеть Эски-Сарай  - один из самых  древних мусульманских храмов  Крыма. По крайней мере, по мнению большей части ученых, полагающих, что мечеть построена в XIV веке. Некоторые отодвигают рождение этого храма ближе к нашему времени. Прямоугольное здание частично разрушено, нет крыши, нет и обязательного для храма минарета. В советскую эпоху Эски-Сарай не только не преследовалось как сооружение религиозного культа, но даже реставрировалось. Но это были лишь полумеры, памятник архитектуры нуждается в постоянном присмотре. Сейчас Эски-Сараю грозит медленное разрушение. Найти развалины мечети можно в полукилометре от трассы Алушта-Симферополь на правом берегу Салгира возле  села Пионерское недалеко от Симферополя.

Как и подобает крупному административному центру, Симферополь украшен храмами разных конфессий, эпох и судеб. Храмы Симферополя обязательно должны войти в программу экскурсий по городу, без них впечатление о городе будет неполным.

olegman37

Адрес:
298179 республика Крым, г. Феодосия, п. Береговое, ул. Курская, 28, пансионат «Семёнов».
Форма обратной связи