администратор   Ирина Фёдоровна

Славяне в Крыму и Тмутараканское княжество

опубликовано: январь 2016

Тмутараканское княжество: краткий исторический очерк

Среди всех этносов и народов, которые когда-либо обитали в Крыму, особое место занимают славяне. Первые воспоминания об их обитании на полуострове относятся чуть ли не к началу нашей эры. Некоторые специалисты связывают славянское проникновение с начальной стадией Великого переселения народов. Однако археологические находки времен существования Киевской Руси подтверждают версию о том, что славяне надежно обосновались на крымских землях лишь к IX веку, а через столетие-два чувствовали себя чуть ли не коренными жителями полуострова.

С начала IX в. на историю Крыма начали влиять древнерусские князья. Документальные источники того времени проливают свет на ряд событий, связанных с жизнью на полуострове. Из Жития Стефана Сурожского нам известно, что князю Бравлину удалось покорить Керчь, Херсон и Судак. К середине X века русичи, вероятно, владели Керченским полуостровом, а еще через некоторое время они начали оседать в Приазовье, захватили Таматархой и сделали этот город столицей Тмутараканского княжества.

История Тмутараканского княжества, в состав которого вроде бы входила восточная часть Крыма, окутана пеленой таинственности. Несмотря на разнообразие доводов ученых, которые по-разному относятся к существованию этого политического образования, данная территория заслуживает, чтобы современники знали о ней и помнили ее прошлое. Ведь это частица истории родного края и просто захватывающее описание далеких событий, связанных с легендарной деятельностью древнерусских князей. 

Однако ненадолго вернемся к событиям на территории полуострова в X веке. Известно, что в 944 г. в Крыму сидел наместник князя Игоря. Рюрикович отвоевал у хазар земли, расположенные у Керченского пролива и решил укрепить там свою власть, опираясь на человека, которому мог доверять судьбу своего государства. Через год войско князя Киевской Руси потерпело поражение в бою с Византией. После чего был подписан договор, в котором шла речь и о крымских территориях Игоря, названных «Корсуньской страной». 

Стараясь ограничить влияние Руси на Крым, представители Константинополя писали в документе, что земли те не покоряются русичам, но в том же договоре князь брал на себя обязательство защищать часть крымских территорий от черных булгар. Это обещание давало возможность контролировать восток полуострова и, вполне вероятно, Тамань, позже ставшую центром Тмутараканского княжества.

Святослав Игоревич продолжил политику отца. С 962 по 971 г. он сумел усилить русское влияние на Крымском полуострове, но болгарский поход, закончившейся поражением, вынуждал его отказаться от Корсунской земли. Политическую неудачу отца компенсировал сын Владимир Великий. В 988 г. он отвоевал Корсунь (Херсон), положив начало распространению древнерусского могущества в Крыму и крещению всей Руси. Новый договор с Византией для Киевской Руси был очень выгодным. Она получала выход к Черному морю, контролировала часть причерноморских и приазовских территорий, усиливала свое влияние на земли, впоследствии ставшие Тмутараканским княжеством. Кроме того, удачный поход на Корсунь означал взятие Боспора со всей его округой. Этот город русичи по-своему назвали Корчев (сейчас – Керчь).

Тмутараканское княжество появилось при князе Владимире, а может, и еще раньше, во времена его отца Святослава. Новое древнерусское княжество располагалось на Таманском полуострове, но занимало и часть Керченского полуострова, на котором располагался Корчев. В некоторых источниках также говорится о том, что в его состав входило Нижнее Прикубанье. Примерно в этот период истории русичи начали активно расселяться по всему Крымскому полуострову. Чаще всего они селились в Херсоне, в Старом Крыму, в Мангупе и Судаке.

Столицей Тмутараканского княжества была крепость Тмутаракань, построенная на городище Таматархи в 960-х гг. Ранее на том месте стоял античный полис Гермонасса. Документальные источники молчат о Тмутаракани до 988 г. Тогда Владимир посадил в ней Мстислава и создал княжество, ставшее частью Руси. При Мстиславе Владимировиче Тмутараканское княжество пережило свой расцвет, укрепилось и расширилось за счет расположенных рядом территорий. 

Под конец X в. в его состав вошли земли бывшего Боспорского государства. В результате братских междоусобиц, разгоревшихся между Мстиславом и Ярославом Владимировичами, Тмутараканское княжество постепенно отдалялось от Киева пока не стало частью Черниговской земли, которой в то время управлял Святослав Ярославович. 

Известно, что после смерти Мстислава в Тмутаракани восседали сыновья Святослава Ярославича, но вскоре на княжество стали претендовать другие древнерусские князья, которые поочередно отвоевывали власть. Стоит сказать, что для того времени это было неудивительно, ведь после смерти Ярослава Мудрого Киевская Русь вошла в период феодальной раздробленности. В XI веке в Тмутараканском княжестве уже существовала своя епархия. Стараясь поддерживать добрососедские отношения с византийскими властями, Святослав Ярославович помогал им удерживать крымские территории. Так, известно, что в 1073 г. он направлял русские войска для подавления смуты в Херсоне.

Тмутараканское княжество недолго входило в состав Киевской Руси. С пришествием половцев в конце XI в. оно потеряло былой статус. Вместе с крымскими землями княжество стало зависимым от тюркоязычных кочевников и Византии.

 

Сельское хозяйство, ремесла и торговля
на крымских землях Тмутараканского княжества

О сельском хозяйстве Тмутараканского княжества нам практически ничего не известно. Однако мы знаем, что его жители занимались земледелием, были пчеловодами. 

Особенности природы Крыма и других территорий, которые входили в состав военно-политической фактории, способствовали возрастанию популярности рыболовства. Уловы обитателей Тмутараканского княжества часто продавались представителям окрестных местностей. Купцы сами прибывали в Тмутаракань, чтобы приобрести таранку, осетрину или, например, чебаков. 

Кроме всего прочего, на крымских территориях отдаленного древнерусского княжества распространенным занятием была охота.

В Тмутараканском княжестве обитали умелые ремесленники, среди них были гончары и стеклодувы, люди, которые умели обрабатывать металл, дерево, кожу и ткать ткани. 

Через территорию Тмутараканского княжество шел большой торговый путь, по которому везлись товары с Востока на Запад и в обратном направлении. Со временем Тмутаракань стала известнейшим торговым портом и по своей популярности уступала лишь Константинополю. 

В тот момент, когда образовалось Тмутараканское княжество, русичи уже активно торговали с городами Крыма. В конце X в. этот процесс активизировался. Среди торговых центров полуострова, в которые ездили древнерусские купцы, особое место занимали Сугдея и Солхат (Старый Крым). С территории Киевской Руси туда доставлялись меха и другая традиционная продукция (кожи, зерно). Взамен русичи получали предметы роскоши, редкие заморские изделия, фарфоровую посуду, стекло, ткани, оружие, поделки восточных ремесленников и пряности. Известно, что на Северный Кавказ из центра Тмутараканского княжества возили кувшины, стеклянные украшения, кресты и иконки.

Тмутараканское княжество чеканило собственные монеты. Они делались из меди и серебра, были очень похожими на те, которые существовали в Византии. Однако, в сравнении с константинопольскими аналогами, деньги древнерусского княжества были низкокачественными: имели схематический рисунок и слабо читаемые надписи. Медные монеты иногда были почти квадратными. Ученым удалось выяснить, что существовало несколько изображений, которые наносились на деньги: от облика архангела Михаила до чеканки с одной стороны. Чаще всего археологи встречают монету с крестом и с кружочками или квадратами на обороте. Нумизматы считают, что монеты Тмутараканского княжества ходили только на его территории. 

 

Быт, религия и культура Восточного Крыма
в составе Тмутараканского княжества

Население Тмутараканского княжества было многонациональным. Там обитали разные племена, которые в свое время попали в Крым и на Тамань. Это греки, аланы, готы, болгары, хазары, адыги. Близлежащие земли вынуждены были уплачивать князю регулярную дань. Кроме того, когда намечались военные действия, они обязывались предоставить Тмутаракани своих воинов.

Можем предположить, что быт в Тмутараканском княжестве был таким же разнообразным, как и его этнический состав. О древнерусских крымских землях информации практически нет. А вот про Тмутаракань историки рассказывают гораздо больше. Город окружался крепостным сооружением, внутри которого располагались такие постройки, как храм, дом князя и жилище его свиты. На территории городища находились хранилища зерна, соленого мяса и сушеной рыбы. В случае осады жители крепости могли использовать воду из специально построенного бассейна. За пределами фортификационной стены располагались ремесленные, рыбацкие и крестьянские кварталы. Дома в них строились хаотично, но располагались внутри внешней стены, возведенной из кирпича.

Несмотря на приличную отдаленность от Киева, Тмутаракань была большим культурным центром Северного Причерноморья. Древнерусские культурные веяния города с развитой письменностью быстро проникли во все уголки княжества, в том числе и в Крым.

Первые славяне Крыма были язычниками, но в связи с тем, что процесс христианизации Руси практически совпал по времени с образованием Тмутараканского княжества, жители восточной части полуострова, которые все еще почитали силы природы, начали принимать новую веру так же, как и другие русичи. Вероятно, и в Крыму христианизация не проходила гладко, но все же дала желаемые результаты. Выше мы уже упоминали о том, что в Тмутаракани существовала собственная православная епархия. Ее центр располагался в епископском храме Богородицы, построенном князем Мстиславом. Православная вера способствовала развитию письменности и нового типа культуры, приближала Восток Крыма, так же, как и расположенные рядом византийские владения полуострова, к цивилизованному миру.

Так, с IX века отдельные территории Крыма стали частью Древнерусского государства, чтобы в конце XI века перейти в руки половцев. Еще при Игоре в Крыму находился русский наместник и в договоре 945 года шла речь о Корсунской стране, которую князь должен был охранять от булгар. 

Святослав отдал Херсон византийцам, но в 988 г. его вновь завоевал князь Владимир. Примерно в то же время на землях Восточного Крыма, ранее принадлежавших хазарам, русичи создали Тмутараканское княжество, в состав которого также входила Тамань. В конце X века тмутараканскими владениями считались все земли бывшего Боспорского царства. 

Жители Киевской Руси начали проникать во многие города Крыма. Известно, что русские купцы проживали в Херсоне (Херсонес Таврический), Судаке, Старом Крыму и в Мангупе. Там русичи не только торговали, они распространяли свою культуру и православную веру. В XI веке Херсон снова стал византийским. Кроме того, в конце древнерусского периода истории Крыма Русь стала союзницей Византии.

INLIGHT  

Адрес:
298179 республика Крым, г. Феодосия, п. Береговое, ул. Курская, 28, пансионат «Семёнов».
Форма обратной связи