администратор   Ирина Фёдоровна

Скифы в истории Крыма и их страна Скифия

опубликовано: январь 2016

Скифы на территории Крыма: ареал и этнический состав

Скифские племена появились в Восточной Европе в VII в. до н. э. Относительно их генезиса ученые выдвигают самые разные версии. Например, что скифы – это народность, произошедшая от населения Причерноморья, обитавшего в конце эры бронзы. Или – что  эти кочевые племена пришли с азиатской территории. Современные исследования подтверждают версию о европеоидном типе скифов. Известно, что речь кочевников принадлежала к индоевропейским языкам. Если более точно, то к их иранской группе.

На сегодняшний день достоверно известно, что скифы обитали в Крыму с конца VII в. до н.э. Киммерийцы, вероятно, не захотели проливать кровь и добровольно уступили свои земли пришлым кочевникам. Самые старые, обнаруженные историками, памятники скифского периода истории Крыма — две курганные насыпи. Одна из них расположена на Перекопском перешейке, другая — на Темир-Горе, что возле Керчи.

Ранние скифы (VII–VI вв. до н. э.) — конные лучники, которые наводили страх на Передний Восток. Уничтожая все, что было на их пути, отважные воины доходили даже до Египта. В конце VI – начале V вв. до н. э. их количество в Крыму пополнилось, благодаря выходцам из Евразии. После чего начала формироваться новая Скифия.

В Степном Крыму обитали царские скифы, которые считали себя выше остальных кочевников. Их столицей было городище Ак-Кая (позже – Неаполь Скифский). В V в. до н. э. правители скифов активно занимались военным делом. Однако простые члены их общества все так же кочевали со своими стадами. Возле Феодосии начинается постепенный переход скифов к оседлому варианту существования. В IV в. до н. э. деревни появляются в степных районах Крыма и на Керченском полуострове. Процесс формирования нового способа жизни связан с резким увеличением количества обитателей крымских земель.

В Присивашье постоянных селений не было. Но там найдены одиночные (реже парные) пещерные захоронения и следы временных стоянок скифов. Таким образом, на данной территории сохранялся кочевой образ жизни.

Большие курганы IV в. до н. э. под Симферополем и Белогорском были местом захоронения скифской аристократии, обитавшей в предгорной части полуострова, которая при жизни держала в своих руках власть в Крыму. Люди, похороненные там, были рангом ниже правителей всей причерноморской Скифии, но могли претендовать на царский титул. Также известно, что некоторые представители скифской аристократии обитали в столице Боспорского царства. Там же, в Пантикапее, располагаются их курганы Патиниоти и Куль-Оба.

Скифы практически исчезли с территории Крыма в конце первой трети III в. до н. э. Их обидчики – сарматы – пришли из-за Дона, разрушили сотни населенных пунктов, не пощадили даже обитающих рядом греков. Казалось, что дни отважных скифских воинов сочтены, но они продолжали удерживать Нижнее Поднепровье и центральную часть крымского полуострова. В 130 гг. до н. э. скифы возвели укрепленное городище Керменчик. В 30–20-х гг. II в. до н. э. во главе Скифского царства на полуострове стоял Скилур. Период его правления – это  расцвет позднескифского государства, который ознаменовался покорением Ольвии и владений херсонеситов.

Конец обитания скифов в Крыму связан с ударом, нанесенным Понтийским царством. Но на этом история Скифии не закончилась. Малая Скифия просуществовала в Добрудже до начала IV в. и была уничтожена гуннами.

 

Внешнеполитические и торговые связи Скифии

Древняя история Крыма – это переплетение взаимосвязей между разными племенами и народами. Уже в середине V в. до н. э. скифы стали союзниками греков. На территории Нимфеи найдено скифское курганное захоронение, похожее на те, которые расположены в Прикубанье. 

Взаимоотношения скифов с эллинами носили переменчивый характер. В 480 г. до н. э. скифы проиграли бой с армией Археонакта. Приблизительно тогда же вокруг античных городов строятся оборонительные сооружения. Вероятно, греки опасались нашествия скифов. И если большие населенные пункты могли себя защитить, деревни подвергались варварским разрушениям.

В начале IV в. до н. э. скифы вместе с Боспорским царством воевали против Феодосии. Во второй половине того же века военное противостояние было уже между недавними соратниками. Вскоре конфликт прекратился. Спустя несколько десятков лет Скифия помогала Сатиру, пожелавшему сесть на боспорский престол. Судьба не была к нему благосклонной, и победу одержал его брат Евмел, которого поддержали сарматы.

До скифов в горной части полуострова обитали тавры. Активное продвижение скифских племен, которое усилилось в V–IV вв. до н. э. породило появление так называемых тавроскифов. Со временем они переселяются в степь и население Горного Крыма значительно сокращается. Та часть тавров, которая не приняла скифские обычаи, вынуждена была отойти в Южный Крым или переселиться в отдаленные лесные районы.

Археологи не обнаружили каких-либо денежных знаков, принадлежавших ранним скифам. В Скифии была менная торговля. Чаще всего товары приобретались в античных городах-полисах, куда привозилась греческая керамика, косметика, ткани, вина, стекло, изделия из мрамора и драгоценных металлов. Дорогая, расписная посуда покупалась зажиточными скифами, а для простых кочевников греки предлагали сравнительно дешевую утварь, в большинстве своем изготовленную в Афинах. Все это скифы могли приобрести за продукты собственного хозяйства или меняя на рабов. Эллины сильно влияли на скифскую культуру.

С IV в. до н. э. скифы начали торговать зерном. Хлеб поступал в порты Боспорского царства, а потом вывозился в Грецию и Малую Азию. Во время раскопок скифских городов и деревень неоднократно находили античные монеты.

 

Развитие сельского хозяйства и ремёсел крымских скифов

Основное занятие скифов архаического периода – кочевое скотоводство. Они держали овец и коз. Количество крупного рогатого скота было значительно меньшим. Волы запрягались в возы. Скифы также имели большие табуны лошадей. Племя оставалось на одном месте пока не исчерпывались запасы корма для скота. С приходом зимы они часто локализовались возле Сивашских озер, вода в которых была пригодной для питья. В зимнее время животным приходилось добывать пищу самостоятельно: они подрывали ледяную корку и ели прошлогоднюю траву. Есть предположение, что летом стада перегоняли в Горный Крым. Вероятно, так и произошла ассимиляция тавров.

Выше мы вспоминали о том, что наиболее бедные скифы постепенно перестали вести кочевой образ жизни, начали оседать рядом с греческими полисами. Они выращивали зерно, фрукты, держали домашних животных. Скотоводство тех времен носило придомный и пастушеский характер. Первый вид выращивания скота практически ничем не отличается от существующего в наши дни. Второй примечателен тем, что живность выгонялась на пастбища и находилась там длительный период. Как правило, определенный сезон. Оседлые скифы имели меньшее количество лошадей, чем их предки-кочевники, и начали активно разводить крупный рогатый скот.

На месте таких поселений найдены пряслица разных размеров, что доказывает существование ткачества.

Орудия труда и оружие скифов соответствует эпохе. Сохранилось немало образцов мечей, наконечников стрел, конской сбруи тех времен, сделанной из бронзы и железа. Большинство скифских украшений выполнено в «зверином» стиле, но некоторые из них являются прекрасными источниками для изучения внешнего вида и быта населения Скифии. Золотые и серебряные произведения искусств изготавливались на заказ, их делали греки.

 

Быт и религия жителей Скифии

Обычное население архаической Скифии жило в войлочных юртах, которые крепились на повозки. В большие скифские роды обычно входили отдельные парные семьи, которые имели небольшое стадо скота и занимались кочевничеством.

У простых скифов имелись глиняные сосуды, деревянные чаши, кожаные мешки. Реже – кувшины, миски и тарелки. Некоторые керамические изделия они делали самостоятельно, с помощью гончарного круга. Среди артефактов скифского периода истории Крыма часто встречаются греческие амфоры. Кочевники приобретали разлитое в них вино, а потом наполняли молоком, водой или кисломолочными продуктами.

В находках конца VI в. до н. э. все чаще встречаются скифы воинственной наружности. В курганах того времени обнаружены останки крымских варваров, одетых в железные доспехи. Их оружие имело драгоценные украшения, золотой декор. Примерно в этот период истории Крыма зарождалась скифская военная аристократия.

Параллельно возникло два типа скифских поселений. Археологи встречают небольшие хутора, в которых стояло по 2–3 плетенных дома, и целые поселки, расположенные на нескольких десятках гектаров. Вокруг основных жилищ располагались сады и огороды. Каменные дома имели по две-три комнаты, в них не только жили, а и содержали животных. Во дворах скифов располагались ямы для зерна. В такие хранилища, как правило, засыпали до тонны урожая. Ученым также известны немногочисленные хранилища с большим объемом. Ямы использовались несколько лет, а потом засыпались бытовым мусором. Ненужные вещи также выбрасывались в районе зольников, которые располагались между домами. Интересно, что эти небольшие холмы одновременно были и святилищами, служившими местом поклонения божествам, оберегавшим быт.

Скромные размеры скифских домов позволяют предположить, что семьи были небольшими. Подросшие сыновья отделялись от родителей и начинали вести собственное хозяйство. В Восточном Крыму найдены курганы того времени. Они располагались рядом с поселениями и служили местом погребения представителей одной семьи.

Скифские курганы представителей аристократии и небольшие могилы с насыпью простых кочевников и земледельцев, «ящики» и ямы, имеют общую черту – наличие вещей, которые использовались в повседневном обиходе. Это означает, что скифы верили в потустороннюю жизнь. Население крымской Скифии почитало Великую Богиню и мужское божество, которое изображали верхом на коне. У скифов существовал культ меча.

Ранее была написана серия статей о скифских городах-крепостях, расположенных на территории Крыма. Здесь мы не будем рассказывать о них и предложим читателю самостоятельно ознакомиться с уже размещенным материалом.

Таким образом, скифы начали проникать в Крым где-то в конце VII в. до н. э. и обитали на полуострове до III–IV вв. н. э. 

В VII–VI вв. до н. э. все скифы были воинами-кочевниками, но со временем из массы конных лучников отделилась военная аристократия. На территории Крыма жили так называемые царские скифы. Их первой столицей было городище Ак-Кая, позже, в III в. до н. э., появился Неаполь Скифский. 

Пока верхушка общества занималась военными делами, остальные члены племени продолжали кочевать вместе со своими стадами. В IV в. до н. э. крымские скифы начали переходить к оседлому образу жизни, а в первой трети III в. до н. э. они почти исчезли, так как на полуостров пришли сарматы. Однако им удалось выстоять и Позднескифское государство просуществовало вплоть до прихода готов и гуннов, хотя серьезно ослабло во время военных противостояний с Понтийским царством в конце II века до н. э. Лучшими источниками для изучения скифского прошлого Крыма являются курганные захоронения и руины укрепленных городищ того времени.

INLIGHT

Адрес:
298179 республика Крым, г. Феодосия, п. Береговое, ул. Курская, 28, пансионат «Семёнов».
Форма обратной связи