администратор   Ирина Фёдоровна

Сарматы и аланы в Крыму

опубликовано: январь 2016

Сарматы и аланы: история обитания в Крыму, этнический состав

Сарматы – кочевые ираноязычные племена, которые попали в Крым между IV и III вв. до н. э. Их речь была похожей на ту, с помощью которой общались скифы, но быт и культура, да и происхождение народов, значительно отличались. На сегодняшний день достоверно неизвестно, каким образом сарматы заняли причерноморские земли, ранее входившие в состав Большой Скифии. Вполне вероятно, что в IV в. до н. э. крымская степь страдала от засухи, и скифы добровольно покинули ее, а через некоторое время туда начали проникать кочевники-сарматы: языги, роксоланы, сирматы и т. д. 

Не стоит исключать и другой вариант развития событий. Вполне вероятно, что скифы не выдержали вражеского напора и вынуждены были уйти, уступив территории.

В литературе встречается название Сарматия, но с трудом можно говорить о том, что сарматам удалось создать свое государство, часть которого располагалась в Крыму. Скудные археологические находки, проливающие свет на жизнь этих ираноязычных племен, дают основания предположить, что достаточно долго сарматы эпизодически проникали на полуостров и не имели там постоянных селений. Теория кажется вполне объяснимой, если учесть, что основным способом их жизни было кочевничество.

Обобщенное название нескольких племен пошло от «савромат», что дословно означает «опоясан мечом». Предки сарматов появились в VIII в. до н. э. на территории, которую защищали Кавказские горы, Танаис и Волга. Мощный сарматский союз начал формироваться примерно через столетие. Племена, которые входили в него, жили в уральских степях и в Поволжье. В III в. савроматы обитали восточнее Дона, который в древнегреческих документальных источниках называется Τάναις. Видимо, из тех краев они и пришли в Крым. 

Если верить Диодору Сицилийскому, сарматы все же прогнали скифов, поголовно истребляя всех, кто попался под руку. Историки считают, что именно так перестали существовать Северо-Западное и Булганакское поселения центральной части полуострова. 

Сохранилось предание о царице Амаге, жившей в III в. до н. э. Мудрая сарматка помогла херсонеситам избавиться от надоедливых скифских набегов. Как настоящий дипломат, она вначале попросила не трогать Херсонес, но, когда царь не послушался ее, женщина вместе с небольшим войском разгромила место, где восседал правитель, убила скифского вельможу и посадила на престол его сына, предупредив, что попытка повторить действия отца закончится для него так же печально.

Страбон пишет, что племена сарматов жили в степях, которые располагались севернее Крыма, и воевали на стороне скифа Палака во время скифо-херсонесских противостояний. Таким образом, сарматы на тот момент или, вообще, не обитали на полуострове, или, потерпев поражение в боях с армией Диофанта, вынуждены были уйти за пределы Крыма. 

При внимательном изучении археологических данных становится ясно, что в II–I вв. до н. э. данных кочевников не хоронили на территории Крыма, значит, они там постоянно не жили. Вместе с тем севернее Перекопа обнаружили пару десятков сарматских захоронений.

В I–II вв. н. э. савроматы все больше начали проникать в полисы, расположенные на Керченском полуострове и в позднескифские поселения предгорий. В этот период истории Крыма отмечается так называемая сарматизация культуры и образа жизни многих городов. Теперь уже меньше всего кочевников интересовала степь, они наведывались туда гораздо реже. 

Конец I в. и начало следующего столетия нашей эры ознаменовались приходом сарматов на северо-западные территории Крыма, где они расправились с проживающими там скифами. Также встречается информация о том, что пришлые кочевники нападали на скифские укрепления, расположенные в центре полуострова.

Аланы – это сарматское племя или сродное ему объединение. Есть версия, что в III в. некоторые аланы покинули Северный Кавказ, присоединившись к походам готов. Наверное, именно так они попали на Крымский полуостров. Об их обитании в Крыму известно немного. Аланы появились там позже остальных сарматов – в III–IV вв. н. э., вначале заселили юго-восточную часть Крыма, а потом постепенно перебрались на запад полуострова. Исследовав путь, которым шли представители этого племени сарматов, можно предположить, что именно они уничтожили предгорные поселения поздних скифов.

История Крыма конца IV в. связана с нашествием гуннов. Они прошли по Северному Причерноморью, заставляя бежать народы, обосновавшиеся там. Часть аланов решила примкнуть к тюркским кочевникам и позже, следуя за ними, оказалась даже в Испании и в Африке.

А что же было с остальными аланами, теми, которые не согласились идти с варварскими племенами готов и гуннов? Их могло не стать в результате физического уничтожения или ассимиляции. Некоторые историки считают, что аланы объединились с группой оставшихся в Крыму готов и дальше жили на юго-западе полуострова, образуя новую общность. Среди находок Крыма странным образом всплывают артефакты, указывающие на проживание аланов в эпоху Средневековья, а в документальных источниках встречается страна Алания, которая, вероятно, существовала на юго-западе полуострова. Ученым трудно объяснить, как представители племени снова появились в Крыму, ведь несколько столетий подряд их вроде бы там уже не существовало. Научные исследования продолжаются, а пока считается, что где-то в XIII в. аланы вновь пришли в Крым с Северного Кавказа.

 

 Сельское хозяйство, ремесла и торговля у сарматов и аланов

Основным богатством сарматов были овцы и крупный рогатый скот, благодаря которым у кочевников всегда были молоко, сыр и мясо. Коней также употребляли в пищу, но выращивали их главным образом в качестве средства передвижения. А еще из копыт мертвых лошадей делали панцири, которые по крепости не уступали греческим. С разложением первобытно-общинного строя, которое у сарматов ознаменовалось появлением племенной знати и более зажиточных людей, с новой силой разгорелась погоня за увеличением прибыли. Поэтому племена отправились в западном направлении, туда, где были пастбища и, конечно же, возможность заполучить рабов, украшения, ткани и т. п.

Сарматы в Крыму жили так же, как и их предки за территорией полуострова. Земледелием они не занимались, поскольку оседлого образа жизни не знали. Однако есть предположение, что в зонах соприкосновения с оседлыми народами, они могли начинать возделывать грунт.

Постоянные войны и распространенность верховой езды привели к тому, что сарматы и аланы научились искусно обрабатывать металл. Они изготавливали оружие, доспехи, украшения, сбрую. Еще одно ремесло кочевников – гончарство. Отважные воины делали необычную кухонную утварь с ручками в виде животных, которая имела лощеную поверхность. В изделиях сарматского периода истории Крыма преобладал полихромный стиль, который позже проник в Европу. Вещи, сделанные из металлов (украшения, рукоятки мечей, сосуды), дополнялись разноцветными вставками из ярких камней. Сарматские умельцы на своих поделках ставили тангу (клеймо). Долгое время ученые не могли понять, что означают такие знаки, но загадка уже имеет ответ: это своеобразный родовой или индивидуальный символ. Кроме всего прочего, сарматы занимались ткачеством и обрабатывали кожу.

У предприимчивых варваров развивалась торговля. Они продавали скот и продукты кочевничества, получали прибыль путем реализации невольников. Некоторые сарматские племена организовывали караванную торговлю с Вавилоном и Индией, однако, это мог быть лишь контроль торговых путей.

 

Сарматы и аланы: быт, культура, религиозные верования

Воины-кочевники сарматы не представляли своей жизни без оружия. Его образцы были найдены даже в детских погребениях. Девушка не могла выйти замуж до тех, пор, пока не получала первую победу в бою. Воинственность представительниц женского пола объясняется легендой, согласно которой сарматы — это дети скифов и амазонок. Такая версия не имеет научного подтверждения, но, согласитесь, звучит романтично. Кроме того, чуть ли не с самого рождения независимо от пола сарматов учили ездить верхом. Их внешний облик соответствовал образу жизни: кочевники носили широкие штаны, кожаные куртки и сапоги. На головах у них красовались остроконечные башлыки.

Сарматы и аланы, имели мужественный вид, европейские черты лица и умеренно светлый оттенок волос. Они проживали в войлочных кибитках, которые крепились к упряжке из волов. Во время краткосрочных стоянок такие жилища расставлялись по кругу. У сарматов не было регулярной армии, в случае необходимости войско формировалось из членов племени. Сарматский воин, как правило, имел длинное копье, меч, сделанный из железа, облачался в панцирные доспехи. Его внешность приводила противника в ужас. Догоняя врага, сарматы брали с собой по две-три лошади, чтобы периодически пересаживаться с одной на другую, давая отдохнуть им. Варвары получили немало побед, благодаря технике, которую позже у них позаимствовали римляне: сарматы выстраивались в форме клина и таким образом вторгались в строй чужой армии, а потом добивали разделенные части войска. Захватив территорию, кочевники взимали дань с ее жителей, контролировали торговые пути, расположенные в этой местности, грабили округи. 

Завоевывая крымские земли скифов, сарматские племена заимствовали культуру предшественников, потому что уровень развития у них был намного ниже. А потом, когда сарматы начали проникать в позднескифские города и боспорские полисы, они, наоборот, постепенно варваризировали население, проживающее там. Аланы оставили свой след в истории Крыма, придумав название Ардабда (Феодосия). Вполне вероятно, что они причастны к строительству Сугдеи (Судака).

Сарматы хоронили своих соплеменников в подкурганных могилах. Рядом с телом покойного они клали вещи, необходимые при жизни: в первую очередь оружие, а также кухонную утварь, бусы, зеркала. Погребальная одежда обшивалась бисером. В Нижнегорском районе обнаружено богатое женское захоронение, в котором археологи нашли украшения из драгоценных металлов. Есть предположение, что там лежит жрица. Позже аланы начали использовать сарматские курганы для погребения членов своего племени. Правда, их могилы немного отличались.

Религия сарматов – многобожье. Племена поклонялись Афродите-Апутаре, аналогам Афины, Диониса, Апполона, скифским божествам. Кроме того, у кочевников существовали культы барана, предков, меча и огня. Все чаще сарматов называют зороастрийцами, но доказать такую религиозную принадлежность пока что сложно. После объединения с готами аланы (готаланы) начали исповедовать христианство.

Итак, сарматский период истории Крыма – это IV в. до н. э.– IV в. н. э. Попав на полуостров, сарматы начали оттеснять скифов, которые добровольно или, не выдержав военной мощи пришлых варваров, покинули часть принадлежащих им территорий. Первый этап сарматского проникновения носил эпизодический характер. Сарматы приходили в Крым, наносили сокрушительные удары, грабили и возвращались в степи, расположенные севернее полуострова. 

I–II вв. н. э. можно назвать началом следующего периода истории крымских сарматов. Именно тогда представители их племен начали проникать в города Керченского полуострова, в предгорные районы, в Центральный и Северо-Западный Крым. Они продолжали истреблять скифов и распространяли свою варварскую культуру. 

Аланы – это одно из сарматских племен. В Крым они попали, следуя за готами, уже в III–IV вв. н. э. В конце IV в. сарматы, как и остальные обитатели полуострова, столкнулись с гуннами. Часть сарматов ушла на запад, присоединившись к гуннам. Остальные же оказались в Горном Крыму, а позже объединились с готами и, вероятно, создали свое государство. 

INLIGHT

Адрес:
298179 республика Крым, г. Феодосия, п. Береговое, ул. Курская, 28, пансионат «Семёнов».
Форма обратной связи