администратор   Ирина Фёдоровна

Римляне в Крыму: жизнь между цивилизациями

опубликовано: январь 2016

Римляне в Крыму: специфика проникновения

Начало первого тысячелетия после рождения Христа на Крымском полуострове совпало с приходом римлян. Успешное окончание борьбы за власть развязало руки Цезарю и он поспешил расширить кордоны империи. Среди грандиозных планов талантливого военачальника таилась идея покорения Скифии. А путь в царство варваров проходил через ареал крымских греков

Так уж было суждено, что именно тогда полисы, созданные эллинами-переселенцами, испытывали политические трудности и практически добровольно согласились передать власть в руки Римской империи. Рим имел передовую армию и при удачном стечении обстоятельств мог гарантировать защиту от постепенно нарастающей угрозы в образе савроматов, готов да и тех же скифов, населяющих Крым. Кроме того, римская протекция позволяла возродить высокий уровень культуры, вносила новые элементы цивилизации.

Римляне могли обосноваться в Крыму еще во время столкновения с Понтийским царством, но, Митридат не допустил этого. Цезарь, хоть и разбил вражеское войско Фарнака в 47 г. до н. э., на всю оставшуюся жизнь запомнил мощь Боспора, входившего в состав Понтийского государства, и понял, что армия противника не была бы такой сильной без мужественных воинов-варваров. 

Потерпевший поражение сын Митридата отправился в Крым, но власть себе больше не вернул, так как был уничтожен Асандром, которого сам же и оставил управлять на Босфоре. Цезарь знал, что он должен как можно быстрее установить контроль в Крыму и на других территориях царства, поэтому отослал туда Митридата Пергамского. Захвативший власть царь вскоре расправился с нежданным наместником, который к тому же был близким человеком для Гая Юлия. 

Вскоре в Рим прибыли еще одни жители Крыма – херсонеситы, они попросили помощи в войне за независимость от Боспорского царства. В сложившейся ситуации отказавшие римляне смотрелись бы глупо. Правитель Римской империи настраивался на предстоящие боевые действия, но умер, толком так и не покорив ни скифов, ни греков-боспорян.

После очередной смуты в Римской империи на престол взошел Октавиан Август. Как и Цезарь, он пытался держать под контролем ситуацию в греческих полисах Крыма. Кончина боспорского правителя Аспурга совпала с императорством Калигулы. Власть на Боспоре попала в руки Митридата, но подобный расклад не удовлетворил римского правителя. Желая контролировать политику Причерноморья, он отправил туда Полемона. 

А. Тойнби писал, что исторические процессы имеют циклический характер. Античная история Крыма, видимо, не исключение, потому что наместника снова убили. Видя, что римляне в Крыму долго не живут, очередной император – Клавдий – согласился на то, чтобы царством управлял Митридат. Но спокойно властвовать ему не пришлось. Преданный братом, царь вынужден был бежать от римских военных. Так разгорелась следующая война между Римом и Боспором, в результате которой римляне одержали победу, а брат Митридата, Котис, взошел на престол. 

Несмотря на кровавую расправу, организованную таврами, что ожидала их в море после успешного окончания борьбы с союзниками Митридата, через два десятка лет римляне снова появились в Крыму. В этот раз они пришли по просьбе херсонеситов, чтобы усмирить наседающих скифов. Результаты раскопок дают основания предполагать, что римские солдаты не только освободили осажденный Херсонес, но и разрушили множество скифских жилищ в северо-западном Крыму. После таких событий в Херсонесе остановился римский гарнизон, а позже полис должны были охранять боспорские войска.

Есть информация о том, что в очередной раз римские солдаты пришли в Херсонес уже в середине II в. Римляне с тех пор имели в Крыму не только гарнизоны, а и принадлежавший им флот (пираты Понта Эвксинского перестали существовать еще в I в). Рим отсылал в Крым людей, которые надолго обустраивались на территории Северного Причерноморья, могли дать отпор скифам, таврам, проживающим в южных предгорьях, и другим вражеским народностям. 

Кроме Херсонеса, самые большие римские гарнизоны располагались на территории Балаклавы и на мысе Ай-Тодор (Харакс). Римляне перестраивали и более ранние фортификационные укрепления, возведенные в другие периоды истории Крыма, завоевывали убежища тавров. Цепочка римских поселений тянулась от Пантикапея до Херсонеса, вскоре военные обжили юг полуострова и отдельные зоны его центральной части.

Римляне служили в Крыму, поддерживая четкую иерархию. Вексиляциями командовали центурионы, которые выполняли приказы военного трибуна, восседавшего в Херсонесе. В поселениях жили не только военные, там обитали люди, обслуживающие солдат и лечившие их. Этнический состав жителей римских поселений не был однородным. Есть версия, что большинство военных попало в Крым из Фракии. 

Постоянные войны с варварами истощали Рим, и в середине III в. гарнизоны были вынуждены покинуть полуостров. До наших дней дошли известия о том, что со временем римляне опять селились в Крыму и окончательно ушли из Северного Причерноморья только в IV веке.

 

Быт, религия и особенности культуры римлян в Крыму

Римляне в Крыму – это особая социальная группа, сумевшая преобразовать жизнь всего полуострова. С их приходом постепенно менялся в лучшую сторону образ городов, разрушенных племенами варваров, росло материальное благосостояние населения. Чтобы там ни говорили о постепенной потере независимости греческих полисов и варваризации их населения, это был качественно новый этап жизни. 

На территориях, которые контролировались римскими военными, постепенно исчезал социальный институт рабства. Этот факт можно считать феноменальным, ведь в те же времена Рим, как метрополия, все еще дорожил невольниками, хоть это и противоречило новым, христианским, канонам. 

Гарнизоны  располагались за стенами крепостей. Внутри таких фортификационных сооружений кроме просторных казарм со временем появлялись дома, в которых жили члены семей военных и состарившиеся бывшие солдаты, а также ремесленные мастерские. На территории укреплений располагались бассейны, термы, храмы. В Хараксе стоял маяк. Такие поселения не всегда строились в местах, удачных для земледелия. Их основной задачей была охрана территорий, поэтому римлянам иногда приходилось обитать в сложных условиях. Стоит сказать, что они справлялись. Так, в крепости на мысе Ай-Тодор, например, существовал собственный керамический водопровод.

Римляне были большими любителями рыбы, поэтому в Крыму с новой силой начало процветать рыболовство. Местное население таким образом зарабатывало на жизнь, а пришлые воины баловали себя анчоусами и килькой. Впрочем, деньги можно было получить и благодаря активизировавшейся торговле зерном. Рим сумел очистить Черное море от пиратов и водные пути, которые вели в Крым, стали открытыми. Купцы больше не боялись назойливых разбойников.

Не секрет, что римляне не представляли своей жизни без терм, в которых они не только мылись, но и отдыхали от мирских забот. Эта традиция быстро распространилась в Крыму. По городам и крепостям возникали так называемые «полные» бани, в которых были три привычные для Рима отделения с разной температурой. В культурную программу тех времен также включалось посещение цирка или театра. На крымских землях, так же, как и в метрополии, любили созерцать гладиаторские бои.

Приобретенное римское гражданство давало хорошие привилегии: освобождение от пошлин, участие в военных действиях и т. д. Поэтому местные жители, в том числе тавры, как правило, старались получить его. Бывали случаи, когда число римских граждан в пять раз превосходило численность гарнизона.

Кровосмешение и заимствование традиций привело к тому, что греки и тавры, стали хоронить усопших в грунтовых могилах, так, как это делали римляне в Крыму. После того, как гарнизоны покинули территорию полуострова, трупы продолжали кремировать, а прах предавали земле, поместив в урну.

Религиозные верования римлян в Крыму можно назвать полуязыческими. Они все еще поклонялись таким божествам, как Юпитер Долихен, Геркулес, Вулкан, строили святилища. В Хараксе существовал храм Девы. 

Постепенно легионеры, так же, как все остальные жители Римской империи, начинают переходить к христианству. Ученые предполагают, что Георгий Победоносец и Михаил Архангел — это святые-всадники фракийского происхождения. В начале IV в. римляне присоединились к антихристианской реакции, которая распространилась по всей империи, однако, в Крыму этот процесс не был таким острым, как в других регионах.

 

Римляне в Крыму: сельское хозяйство и ремёсла

Причины проникновения римлян на Крымский полуостров отличались от тех, которые привели к греческой колонизации. Для первых солдат Крым был лишь местом службы, вряд ли они массово задумывались над тем, что на землях этого уголка света можно выращивать продукты питания и зарабатывать хорошие деньги, продавая их. 

Шли года и, сами того не ведая, римляне активизировали крымское земледелие. Вначале они уничтожили морских пиратов, мешавших заморской торговле, а потом на полуострове стали распространяться орудия труда, которые использовались в метрополии: римские пилы и ножи, косы разной длины и мотыги. 

Местный виноград также не остался без их внимания. Вместе с римскими легионами в Крым попал рычажно-винтовой пресс, началось изготовление каменного вмурованного настила, на смену цементному покрытию, которое использовалось в цистернах, пришла более устойчивая к кислоте цемянка. 

Прошло еще немного времени и повышенный спрос на зерно породил такое негативное явление, как массовая вырубка садов и виноградников. Трудно поверить, но под городские склады для хранения зерновых культур отводились уже застроенные кварталы. Дома и общественные здания, расположенные в них, беспощадно сносились.

Римский архитектурный стиль начал постепенно прослеживаться в городах полуострова. В Крыму римляне делали арки над въездами, украшали дома полукруглыми сводами, используя новые для полуострова орудия деревообработки: модернизированный рубанок, шерхебель, чистовой фуганок и т. д. На территории некоторых крепостей, в которых стояли гарнизоны, производили обожженные кирпичи и черепицу с римскими клеймами. В Альма-Кермене (Балаклава) располагалась мастерская, в которой изготавливали стекла и кухонную утварь с полихромными орнаментами.

 

Римляне в Крыму и расцвет торговли

Во временно возродившихся городах римского периода истории Крыма торговля процветала так, как никогда ранее. В местных лавках стояли вещи и продукты, привезенные из Греции, Рима и отдаленных провинций империи. Там можно было приобрести практически все — от зелени и мяса до пряностей с рыбным соусом «гарум», одежды и статуэток римских божеств. Продавцы пользовались весами и гирями – это еще одно нововведение. Среди покупателей базаров крымских городов можно было увидеть даже тавров и готов. Торговые корабли вывозили из Крыма злаки, соль, рыбу и рабов, которые все еще пользовались спросом в Риме и в других регионах империи.

Подведём итоги. Римское проникновение в Крым началось еще в середине I в. до н. э. и закончилось тем, что военные покинули полуостров в IV веке, потому что границам империи угрожали натиски варваров. 

В I веке н. э. Боспорское царство все еще принадлежало Понтийскому государству, но херсонеситы отправились в Рим и попросили военной помощи в борьбе за независимость. Император расправился с Боспорским царством, но вскоре вернулся в Крым, чтобы проучить скифов. Во II веке в Херсонесе уже стояли римские гарнизоны и располагался имперский флот. Через некоторое время возникла цепочка укреплений, которые соединяли Херсонес с Пантикапеем. 

Таким образом, римские солдаты стояли на Южном берегу и в некоторых участках Центрального Крыма. Римский архитектурный стиль вскоре стал просматриваться не только в фортификационных укреплениях, но и в простых городских кварталах. Люди, которые прибыли в Крым, чтобы охранять его земли, познакомили жителей полуострова с новыми методами обработки винограда и заморскими орудиями труда, и способствовали распространению христианства. 

INLIGHT

Адрес:
298179 республика Крым, г. Феодосия, п. Береговое, ул. Курская, 28, пансионат «Семёнов».
Форма обратной связи