администратор   Ирина Фёдоровна

Половцы (кипчаки) в истории Крыма

Половцы в Крыму: история проникновения

Половцы начали проникать в Северное Причерноморье в середине IX в, но, как этнос, они появились гораздо раньше. Встречается информация о том, что в начале своей истории эти кочевники жили в районах реки Итиль и Урала. Как и печенеги, они имели тюркское происхождение. Некоторые историки считают, что их предками были хунны. В литературе половцев именуют по-разному: кипчаки, команы, куманы, кимаки. 

Уже в VIII в. кипчаки входили в состав Кимакского каганата, созданного на основе семи племен. Центром этого государственного образование было Прииртышье. Распространенное на сегодняшний день название кочевников – половцы – когда-то принадлежало одному из наиболее многочисленных племен, принявшего участие в формировании народности. 

Начиная с XIX в. русские историки доказывали, что половцы были голубоглазыми и светловолосыми или даже рыжими. Название кочевников они объясняли цветом волос (от «полова»). Однако в наши времена эта информация становится все больше похожей на миф. Не исключено, что среди кочевников существовали люди, которые имели европеоидные черты внешности, но их было немного. Основная масса кипчаков отличалась монголоидным разрезом глаз, при этом имея круглую форму черепа.

В Крыму половцы появились между концом X и началом XI вв. Внешность кипчаков, поселившихся на полуострове, практически не отличалась от облика народов, которые попали туда раньше и чувствовали себя коренными. Облюбовав Крым, кипчаки изгнали оттуда печенегов. По мнению некоторых специалистов последние имели более яркие монголоидные черты. С таким утверждением можно поспорить, ведь в науке сохранились данные о том, что пачинакитов путали с жителями Киева. Что касается половцев, то, возможно, именно та их часть, которая обитала в Крыму, отличалась светлыми глазами и волосами цвета половы, точнее, соломы. Есть предположение, что их потомки с такой же наружностью, по сегодняшний день встречаются среди крымских татар.

Окончательно разбив печенегов в 1116 г., половцы поселились в Юго-Восточном Крыму. Византия, чьи владения тогда также находились на полуострове, старалась поддерживать с ними добрососедские отношения. Политические переговоры между кипчаками и властями империи осуществлялись в основном через посредничество Херсонеса. Половецкой столицей Крыма стала Сугдея. Военная мощь кочевников позволяла им долгое время сдерживать наступления русских дружин. Вместе с тем сохранилось немало доказательств того, что в том же Судаке (Сугдее) обитало много древнерусских купцов. Позже, когда Киевская Русь вступила в период феодальной раздробленности, ее князья практиковали династические браки с дочерьми половецкой верхушки. Самым известным отпрыском одного из таких браков является Андрей Боголюбский.

Несмотря на это, русско-половецкие взаимоотношения почти всегда были напряженными. В промежуток времени между 1061 и 1097 гг. состоялось около десяти военных противостояний, в которых победу получали преимущественно кипчаки. Когда на княжеский престол сел Владимир Мономах, все изменилось. Ему удалось разбить войска полуоседлых кочевников, после чего военная удача не раз была на стороне русичей. Во второй половине XII в. половцы сумели укрепить свою центральную власть и усилить боевой дух. В 1185 г. их войска во главе с ханом Кончаком победили дружину новгород-северского князя Игоря. Этот инцидент описан в «Слове о полку Игореве».

С местными жителями Крыма половцы не воевали. По крайней мере, до нас не дошли сведения о таких событиях. Об этом также молчат находки. Скорее всего, кипчаки обитали на равнине и не стремились попасть в горную часть полуострова. Вместе с тем другие народности вынуждены были платить им регулярную дань. 

Численность половцев в Крыму постепенно росла. В средине XII в. их было достаточно много. Это подтверждают археологические данные и сохранившиеся документальные источники. Первые известия о кипчаках полуострова были написаны в работе 1154 г., получившей название «Дорожник». Труд принадлежит арабскому географу-путешественнику Исиди. В своей книге странник написал о Джалите (Ялте), расположенной в ал-Куманийи. Речь идет, вероятно, о государстве, в котором проживали куманы (половцы).

Половцы хозяйствовали в крымских степях до XIII в. На смену им пришли монголо-татары. Появление вражеских орд заставило кипчаков бежать с полуострова. Ситуация обострилась после битвы на р. Калка, которая произошла в 1223 г. Однако, некоторая  часть половцев осталась жить в Крыму. Много кипчаков погибло в боях с монголо-татарами, а те, которые выжили, через время растворились среди новых собственников Великой Половецкой Степи, до XVI в. носившей название Дешт-и-Кипчак. 

Средневековый историк Эль-Омари писал о том, что Золотая орда когда-то была страной кипчаков, и монголо-татары постепенно породнились с ними, беря в жены их девушек. Взаимоотношения между остатками половцев и татарами вскоре наладились. В Солхате даже сидел наместник кипчак по имени Табук. Темник Мамай также был половцем. Их количество значительно превышало число пришлых ордынцев, поэтому вполне вероятно, что кипчаки стали основой зарождающегося крымско-татарского этноса. Также встречается информация о том, что половцы были предками ногайцев.

Кочевники оставили значительный след в истории Крыма. До 1944 г. на полуострове существовало немало топонимов с частицей «кипчак». К сожалению, в наши дни населенные пункты носят другие названия.  

 

Развитие сельского хозяйства, ремесел, торговли
у кипчаков Крыма

Еще до прихода в Крым половцы начинали заниматься земледелием. Поселившись на полуострове, они осваивали способы обработки земли, которые использовались местным населением. Ведя полуоседлый образ жизни, кипчаки продолжали разводить большой рогатый скот, овец, лошадей, возможно, верблюдов.

 Ближе к XII в. в среде половцев начинают выделяться профессиональные ремесленники, которые обрабатывали металл, меха, делали сапоги, шили одежду, изготавливали седла, луки. Отдельным видом половецкого ремесла можно считать массовое производство каменных баб. В целой сети мастерских их тысячами делали талантливые каменотесы и скульпторы, которые умели повторить малейшие детали внешности своих моделей, даже их одеяния. Очевидно, что точные копии умершего человека могли себе позволить лишь знатные сородичи кипчака. Кочевники без большого достатка заказывали простенькие скульптуры, но и они являются большой ценностью нашего времени. Сохранилось несколько деревянных изваяний. Кроме того, каменные статуи более позднего времени начали расписываться. Таким образом, мастера облегчили себе работу, но лишили нас возможности увидеть детали одежд и лица половцев. Краска слезла, оставив лишь некоторые следы и гладкую поверхность баб, приготовленную для нанесения рисунка.

Внимательно изучив историю «наибольшего из городов кыпчацких», – так о Сугдее писал араб Элайни – можно сделать вывод о том, что предприимчивые половцы были умелыми торговцами. В центре крымских владений кипчаков пересекались экономические интересы купцов чуть ли не со всего мира. Согласно данным древних документальных источников, туда привозились заморские ткани, одежда, украшения, оружие, специи, финики и ладан, а взамен иностранцы получали невольников, в том числе молодых девушек, меха и другую разнообразную местную продукцию. Половцы наживались за счет товарооборота с Китаем, Индией, Сирией, Египтом, Западной Европой. На Руси выходцев из Сугдеи называли сурожскими купцами. Судак был городом, через который к славянам попадали ткани иностранного производства и редкие пряности. Киевская Русь, торгуя через этот уголок Крыма, сбывала на Запад свои товары: меха и кожу, мед и воск, зерно и т. д.

 

Быт, культура и религия половцев Крыма

Несмотря на то, что богатые кипчаки сумели породниться с русскими князьям и не только, быт простых кочевников приводил в ужас европейских путешественников. Они обитали в кибитках, не любили мыться и опорожнялись прямо там, где находились, при этом умудряясь дальше вести разговор. Половцы питались молочными продуктами, просом и мясом, одевались в штаны, пошитые из кожи и больше похожие на рейтузы, в рубахи и сюртуки.

В XI в. кочевники находились на этапе разложения первобытно-общинного строя. Их семьи объединялись в роды, которые образовывали орды. Орды, в свою очередь, были основой племени. Как и многие другие тюркоязычные народы, кипчаки не представляли своего существования без постоянных войн. Их женщины также принимали участие в противостояниях с жителями чужих земель. И, несмотря на обычно тучный вид, пухлые щеки, большие губы и носы, служили желанной добычей для русских дружинников. 

Культура кипчаков ярко представлена в образе многочисленных скульптур, известных в наши дни под названием «половецкие бабы». Эти каменные изваяния демонстрируют нам облик воинов-кочевников и их женщин. Немало таких фигур найдено в северо-западной части полуострова. Как правило, особей женского пола изображали с массивными бедрами и обвисшими грудями, а мужчин с усами и удлиненным подбородком, возможно, бородой. На уровне груди скульптур часто располагались ритуальные сосуды.

Современникам известны образцы устного народного творчества, которые попали в Крым вместе с кипчаками: сказания о Лейле и Меджнуне, Юсуфе и Зулейке, «Ашик-Гариб», смешные истории о Ходже Насреддине и т. д. Многие из таких сказочно-легендарных героев встречаются в других исламских странах и появились они на Крымском полуострове потому, что значительная часть кипчаков тогда была мусульманами. Те половцы, которые постепенно смешивались с местным населением Крыма, приняли христианство. Преимущественно православные остались на полуострове после того, как в XIII в. большинство представителей этноса изгнали монголо-татарские орды.

Об уровне культурного развития половцев свидетельствует наличие собственного говора, который стал основой формирования официального языка крымских татар и других народностей полуострова, среди них ногайцы, караимы и крымчаки. В XII или в XIII вв. половцы-мусульмане создали «Кодекс Куманикус» — словарь, с помощью которого они могли общаться с представителями других стран. Согласно другой версии, словарь составили итальянцы и это произошло гораздо позже, в XIV в. Как бы там ни было, все этносы Северного Причерноморья имели возможность понимать друг друга благодаря половецкому языку.

Захоронения половцев позволяют ближе познакомиться с их культурой, религией и бытом. В подкурганных кипчакских могилах археологи часто находят образцы оружия, кухонную утварь, конскую сбрую и лошадиные скелеты. Эти насыпи венчали половецкие бабы, к ним приносили жертвы. Об этом свидетельствуют находки в виде бараньих костей и останков ребенка. Жертвоприношения доказывают факт существования языческо-анимистических верований, которые продолжали существовать у половцев. У кипчаков был культ предков, они верили в душу, имели шаманов.

Таким образом, половцы обитали в Крыму с конца X  по 20-е годы XIII века.

В конце XI века они сумели покорить крымские земли, которые принадлежали древнерусским князьям и приложили руку к изгнанию печенегов. 

В начале XII века кипчаки контролировали Юго-Западный Крым. Половецкой столицей стала Сугдея. С Византией у них, так же как и у хазар, и у печенегов на некотором этапе истории, сложились дружественные взаимоотношения. 

С русичами половцы часто воевали, но, несмотря на это, сумели породниться с князьями, ведь те часто брали в жены половецких девушек. Крымские половцы занимались скотоводством и земледелием, были умелыми ремесленниками и торговцами. Самые известные образцы культуры и ремесла того времени — каменные половецкие бабы. Кроме того, сохранились элементы устного народного творчества половецкого периода истории полуострова. Половцы исчезли с приходом монголов, есть версия, что они стали основой формирования крымско-татарского этноса. 

INLIGHT

Адрес:
298179 республика Крым, г. Феодосия, п. Береговое, ул. Курская, 28, пансионат «Семёнов».
Форма обратной связи