администратор   Ирина Фёдоровна

Печенеги в Крыму: между Византией, Русью и Хазарией

опубликовано: январь 2016

История появления печенегов на территории Крыма,
этнический состав кочевых орд

В степях Восточной Европы первые печенеги были замечены под конец IX в. Известное в наши дни название этого кочевого народа распространялось на несколько племен, которые представляли собой некий конгломерат. Среди них собственно печенегов было не так уж и много, всего три орды. Однако именно они вели кочевников вперед и по численности превышали все остальные народы объединения вместе взятые. Вполне возможно, что название печенеги пошло от имени первого вождя, стоявшего во главе образования, — Бече. Это имя собственное ученые относят к тюркским языкам, что говорит о происхождении кочевого народа. Название печенеги не единственное, которое используется относительно этого этноса. В разных странах о них вспоминали, как о пацинаках, пачинакитах, народах бенджнаке и баджане, кангарах.

Печенеги появились в заволжских степях между VII и IX вв. н. э., но их предки – кангары – существовали уже в I–II вв. до н. э. Они обитали в дельте Сырдарьи. По крайней мере, так повествует одна из китайских хроник. Держава Кангюй некоторое время была независимой, но позже она попала в состав Западного Тюркского каганата. Когда процветал Хазарский каганат, печенеги (или кангары) жили на его просторах. Но ослабление центральной власти Хазарии очень быстро привело к тому, что племена во главе с печенегами решают уйти за пределы державы. 

Спасаясь от гнева бывшего владыки, они двинулись в западном и южном направлениях. Согласно другой теории печенеги вторглись на территорию Хазарского каганата, стараясь захватить его просторы, чтобы иметь места для выпаса скота. 

Третья версия происхождения печенегов говорит о том, что кочевники пришли в Восточную Европу, спасаясь от засухи, предварительно образовав на землях булгар новый государственный организм под названием Падзинакия. Если внимательно изучить имеющиеся на сегодняшний день исторические данные, вырисовывается вполне логичная цепочка. Вначале пропеченеги жили за пределами земель, заселенных хазарами, потом они начали двигаться в поисках плодородных степей, встретив на пути преграду в образе каганата. Жестоко разобравшись с жителями Хазарии, они сумели завладеть территориями, принадлежавшими подданным хакана, но вскоре поняли, что надо двигаться дальше. Оттуда печенеги вроде бы и попали в Крым, который все еще находился под хазарским влиянием.

882 г. называют датой проникновения печенегов на территорию Крымского полуострова. Вместе с тем в источниках часто говорится о том, что эти кочевники массово приходили в Крым только с начала X в. В тот период истории полуостров находился под влиянием двух больших государств – Византии и Хазарии. Есть версия о том, что в Крыму печенегам довелось столкнуться с хазарами. 

Рядом же зарождалась Киевская держава и ее первые князья, вначале Аскольд, а потом Игорь, в головах которых, вполне возможно, уже созревала идея присоединения полуострова, частично реализованная их последователями, также вынуждены были воевать с пришлыми кочевниками. Усердие древнерусских князей вполне объяснимо, ведь печенеги, долго не раздумывая, двинулись в сторону Днепра и в 968 г. взяли в осаду мать городов русских. Им не удалось захватить Киев, а вот другая часть кочевников, которая ранее проникла в Крым, так и осталась на полуострове, вероятно, одержав победу над хазарами.

Еще вначале X в. крымские печенеги заключали договора с Русью и Византией. Парадоксально, но константинопольские власти с печенегами вели себя приблизительно так же, как и с хазарами, ранее влиявшими на судьбу полуострова. Византия старалась поддерживать дружественные добрососедские отношения с кочевым народом, для которого не было ничего хуже спокойной, мирной жизни, и всячески поощряла печенегов, и экономически, и политически. 

Такая тактика империи вполне объяснима. Печенеги стали силой, которая могла противостоять русичам, и ослабляла власть киевского князя. Константин Багрянородный также писал, что пока империя дружит с пачинакитами, на нее не смеют нападать «ни росы, ни турки». Под турками в трактате имелись в виду мадьяры-венгры. Однако советские историки в свое время говорили, что кочевники не только служили Византии и организовывали походы, чтобы угодить императору. Часть набегов они совершали из собственных меркантильных побуждений. 

Некоторые ученые утверждают, что состоялось несколько печенежских набегов на Крым. Как бы там ни было, но ближе к середине XI в., после поражения под Киевом в 1036 году, их орды, кочевавшие в Северном Причерноморье, начали распадаться. Однажды печенеги даже попробовали воссоздать когда-то мощный союз и пойти на Византию, но не смогли устоять перед совместным имперско-половецким войском. Поражение, состоявшееся в 1091г., окончательно пошатнуло этнос, который не так давно наводил страх на турок и жителей Древнерусского государства. Часть печенегов покинула Крымский полуостров и отправилась в южные степи, к реке Рось и  городу Белая Вежа. Вероятно, совсем немного представителей данного народа все же продолжало жить на просторах полуострова. Есть информация, что после разгрома конца XI в. пачинакиты продолжали нести военную службу у византийцев. 

Позже печенежский этнос стал основой формирования гагаузов, а другая его часть вошла в состав башкирского племени юрматы.

 

Развитие сельского хозяйства, ремесел и торговли у печенегов

Кочевники печенеги с самого начала своего существования занимались скотоводством, в основном разведением коней и овец. Скот был для них источником еды и питья, но знали они и особенности охоты. Попав на Крымский полуостров, печенеги увидели совсем другую жизнь, которая вскоре повлияла на социально-экономическое развитие их племен. Постепенно пачинакиты начинают переходить к земледелию. Такая тенденция становилась все более распространенной по мере освоения ими предгорий и степных районов Крыма.

Ремесленничество печенегов носило домашний характер. Они изготавливали глиняную кухонную утварь, умели обрабатывать кожу и шить из нее одежду, для того, чтобы делать бытовой инвентарь, кочевники научились справляться с деревом и камнем. Кроме того, у них существовала собственноручно сделанная конская сбруя. 

На Крымском полуострове постепенно зарождался новый тип купцов, печенежских. Многие из них обитали в портовых городах и влияли на транзитную торговлю. Печенеги контролировали товаропотоки между Херсоном и Византией, выступали посредниками в древнерусско-хазарских экономических отношениях. Среди историков находятся такие, которые доказывают, что печенеги постепенно оттеснили постоянных жителей Херсонеса, заняв их место в торговле с Востоком. Кочевники продавали херсонеситам шкуры и воск, которые реализовывались в Константинополе. На тот момент истории Крыма это был единственный способ существования жителей когда-то процветающего Херсонеса Таврического. В свою очередь, печенеги приобретали заморские шелка, бархат, другие изысканные ткани, специи, красную кожу.

 

Печенеги: быт, религия и культура

К XI веку печенеги представляли собой тринадцать кочующих племен. Встречается информация о том, что ранее их было восемь. Их власть находилась на переходной стадии, которую принято называть военной демократией. Собственного государства печенеги не имели, но это уже был и не первобытно-общинный строй. Язык пачинакитов относят к тюркской группе, но источники утверждают, что своим внешним видом они почти не отличались от жителей того же Киева. Печенеги были европеоидами с темными волосами, брили бороды, имели небольшой рост и неширокие лица. Обычные печенеги жили в войлочных кибитках, с двух лет до старости ездили верхом на коне. Во время стоянки они создавали своеобразный круглый лагерь, окруженный связанными телегами. Несколько семей варили еду в общем походном казане. Питались они мясом и молочными продуктами, кашей, приготовленной из зерен дикорастущих злаков.

Печенеги не представляли своей жизни без постоянных военных противостояний, а их набеги отождествляли с ударом молнии. С опустошенных земель они уходили, захватив с собой многочисленное чужое имущество, жен и детей покоренного народа. Еще со школьной скамьи многие помнят историю о том, что из черепа древнерусского князя Святослава враги сделали ритуальную чашу. Этот чудовищный обычай, ранее замеченный у скифов, существовал и в среде печенегов. Именно их князь Кури велел поступить так с головой вельможи Киевской Руси. Чтобы понять печенежскую натуру, достаточно вспомнить о том, что за два года до смерти князя Святослава Игоревича кочевники выступали его союзниками в битве под крепостью Аркадиополь.

Своих покойников печенеги часто хоронили в уже существующих курганах, известных в истории Крыма начиная с медно-каменного века. Сравнительно с подобными захоронениями других этносов, обитавших в Северном Причерноморье, настоящие печенежские курганы были не очень большими. Тело клали головой на запад. В местах погребений археологи обнаружили останки отдельных частей лошадиных туш – ноги и головы. Рядом с конскими костями лежали элементы сбруи, оружие, украшения, иногда монеты, кувшины. Анализируя такие находки, историки приходят к мысли о том, что уровень культуры печенегов значительно отличается от существовавшего у многих других кочевых народов. Пышные орнаменты, похожая на современную конская сбруя и остальные элементы артефактов позволяют осознать, что у пачинакитов начинала формироваться культура, отдаленно напоминающая ту, которая существовала в соседних, развитых на то время державах.

Что качается культурного влияния печенегов на жителей Крыма, то оно не отмечено. В сравнении с постоянными обитателями полуострова кочевники были менее развитыми. Их образ жизни и ценности не могли конкурировать с византийскими, на то время надежно укоренившимися в Крыму. Лашков Ф.Ф. писал о том, что печенеги не стали рушить древности Тавриды и со временем даже ценили их, стремясь к оседлой жизни.

Вопрос о религии печенегов все еще остается открытым. Есть предположение, что они поклонялись богу неба Танры, но отдельные племена знали, что такое буддизм и зороастризм. Попав в Восточную Европу и в Крым, кочевники познакомились с новой религией – христианством. Вполне вероятно, что часть новых жителей полуострова приняла наиболее распространенное на том момент верование местных обитателей. 

В начале XI в. в среде печенегов произошел раскол. В результате этого люди, которые пошли за Тирахом приняли ислам, а приверженцами христианства стали задунайские кочевые племена во главе с Кегеном.

Итак, печенеги появились в Крыму в 882 году и почти полностью ушли с полуострова после поражения 1091 года. 

В конце IX – и в X веках крымские земли пытались разделить между собой Киевская Русь, Византия и Хазария. Печенеги, которые попали на полуостров, вначале, вероятно, отвоевали часть земель, ранее подконтрольных хазарам. При этом в Крыму им не удалось разгромить только Херсон и Керченский полуостров. 

В X веке печенеги установили добрососедские отношения с Византией, кочевники ходили в походы, выполняя ее поручения. Таким образом, империя старалась ослабить власть русских князей и проучить мадьяр-венгров. В конце 30-х годов XI века печенежские орды стали ослабевать, но, набравшись сил, они выступили против Византии. 

Победа была на стороне византийско-половецких войск и с тех пор печенеги начали покидать Крым. Они принесли с собой много горя: сжигали, убивали, уводили в рабство, - но так и не смогли повлиять на культуру более развитых территорий. Попав в Крым, печенеги начали заниматься торговлей, иногда даже земледелием, однако, постоянные военные походы оставались основой их существования. 

INLIGHT 

Адрес:
298179 республика Крым, г. Феодосия, п. Береговое, ул. Курская, 28, пансионат «Семёнов».
Форма обратной связи