администратор   Ирина Фёдоровна

Нашествие гуннов: Крым на пути великого переселения народов

опубликовано: январь 2016

Нашествие гуннов на территории Крыма: предыстория

Нашествие гуннов в Крыму началось во второй половине IV в. 

Однако, до сих пор достоверно не известно, где вообще появились эти кочевые племена. Предполагаемое место их объединения – Центральная Азия. В III–II вв. до н. э. они локализовались на территории Монголии и в Южном Прибайкалье. Есть версия, что даже жители Поднебесной построили Великую Китайскую Стену, чтобы с ее помощью защититься от надоедливых соседей. Ученые считают, что название этого народа происходит от китайского «хунну». 

Кочевники были монголоидами и для общения использовали язык, который можно отнести к тюркской группе. Интересно, что в воспоминаниях современников гунны имеют устрашающий вид. Люди верили в то, что они являлись детьми ведьм, когда-то изгнанных из племени готов. Та же легенда гласит, что отцами гуннов были болотные духи. Подобные слухи, вероятно, связаны с азиатской наружностью кочевников. Ведь племена, которые ранее приходили в Крым, в Восточную и Центральную Европу, имели преимущественно европейские черты лица.

В III в. гунны уже обитали в донецких и приволжских степях. Там они покорили часть аланов, вместе с которыми начали кровавую борьбу с готами. В IV в. им удалось победить германцев. Таким образом, кочевники смогли попасть в крымские предгорья и в степные районы полуострова. Существующие на сегодняшний день исследования дают основания полагать, что гунны очутились в Северном Причерноморье путем проникновения с разных сторон. Одна часть кочевников пришла со степей, а вторая перебралась через Керченский пролив. Последняя версия фигурирует в нескольких легендах. Они гласят, что путь к Крыму гуннам показали бык или лань, которые перешли по воде. Пытаясь научно обосновать эти факты, ученые склоняются к тому, что события могли происходить в зимнее время года или в районе Арабатской стрелки.

В 70-х гг. IV в. в результате нашествия гуннов почти перестало существовать Боспорское царство. Его испепеленная столица — Пантикапей — смогла возродиться в виде небольшого городка, но жители бывшего торгового и ремесленнического центра Боспора вскоре забыли традиционные способы жизни и стали заниматься земледелием, разводили скот. Жертвой варваров-гуннов также стало Позднескифское государство. Археологи установили, что еще в III в. его города были сожжены. Среди пострадавших поселений называют и Неаполь Скифский.

Кочевники не остановились, положив начало великому переселению народов.

Гунны двигались на запад в надежде захватить новые территории. В конце IV – в начале V в. у них уже существовала наследственная власть. Известно, что Чарато был вождем гуннских племен, позже эту функцию выполнял его сын Донат., который стал королем. Доната заменил Руас, но ему так и не удалось покорить всех гуннов. 

Объединенное государство появилось во время правления его племянника Аттила. В литературе его часто называют ханом с неограниченной властью, а подконтрольную державу из разных племен с центром в Подунавье – империей.

Вместе с Аттилой в середине V в. варвары дошли до Восточной Римской империи и ограбили часть Центральной Европы. В 451–452 гг. в результате нашествия гуннов были опустошены Галлия и Италия. Через год Аттила неожиданно умер в день собственной свадьбы. Среди гуннов началась борьба за власть и в 455 г. они, ослабленные, проиграли бой под Недао в Паннонии. Этот момент стал переломным для истории Крыма. 

 

Нашествие гуннов: Крымский аспект

Стараясь закрепить свою власть, часть кочевников решила вернуться в Причерноморье и окончательно покорила предгорное население, жителей речных долин и степи. Спасаясь от нелюдей, обитавшие там племена вынуждены были сконцентрироваться на юго-западе полуострова, в горной части Крыма. Скифы, сарматы и аланы постепенно смешались с потомками тавров и образовали единый народ, который жил в крымских горах в эпоху Средневековья. На территории Северного Причерноморья возникло политическое объединение уцелевших племен, которые подчинялись победителям-гуннам. Среди них были сарматы и готы.

Единственным полисом, которому удалось избежать опустошительного нашествия гуннов, был Херсонес. В тот период истории он стал крымским форпостом представителей Восточной Римской империи (позже – Византии). С целью обеспечения безопасности имперские власти выделили средства для ремонта городских стен, в окрестностях Херсонеса строили крепости, для службы в которых нанимали федератов — представителей местных племен. Такая политика дала позитивные результаты: полис и расположенные рядом с ним территории не пострадали в результате варварских набегов.

Нашествие гуннов в Крыму происходило параллельно с попытками установить византийскую власть. В Константинополе мечтали о покорении всего полуострова, поэтому византийцы вынуждены были идти на контакт с кочевниками. Некоторых вождей гуннов подкупали, а среди остальных пытались распространить христианство. 

Веря в то, что принятие новой религии автоматически сделает варваров подданными империи, византийцы отправляли к ним своих миссионеров. Сохранились сведения о том, что Юстиниан I был крестным отцом вождя Горда. Варвар крестился в Константинополе и вместе с ним на территорию Боспора прибыли византийские войска. Расправа с гуннскими идолами и присутствие имперской армии вызвали сопротивление членов племени и Горд был убит. 

Однако Юстиниан быстро отреагировал, он сумел расправиться с непокорными гуннами и распространил свою власть на ранее процветающее Боспорское царство. После этого император делал все возможное для того, чтобы поссорить между собой гуннских вождей. Противостояния ослабляли варварские племена и это было выгодно империи. 

 

Сельское хозяйство, ремесла и торговля в Крыму
во времена нашествия гуннов

Гунны были кочевниками, поэтому занимались только скотоводством. Они разводили коров, овец и коз, держали свиней, любили охотиться. Хорошие доходы варварам приносили грабежи. Не касаясь сохи, гунны имели продукты земледелия. Попав в Крым, они стали возрождать античные сельскохозяйственные округи, что было вызвано дефицитом продовольствия и ремесленнических изделий. 

Многие ремесла гунны освоили самостоятельно. Известно, что они владели ткачеством, кожевенным делом, искусно обрабатывали дерево. Награбленное ими золото, вероятно, шло на переплавку и потом из него делали прекрасные украшения, инкрустированные разноцветными камнями.

Торговля у гуннов была в форме натурального товарообмена. В мирные периоды истории Крыма они сотрудничали с римлянами. Кроме того, кочевники торговали с жителями лесостепных районов Украины, с населением Пантикапея и Танаиса.

 

Нашествие гуннов в Крыму:
быт, религия и культура тюркоязычных племен

Гунны не представляли своей жизни без лошадей. Конь был домом, постелью, местом для переговоров. Это привело к тому, что кочевники неуверенно передвигались при пешей ходьбе. Обычные члены племени не имели «даже…шалаша» и обитали в кибитках. Но позже произошла имущественная дифференциация и влиятельная часть общества (вождь государства, родовые вожди, наместники) начала жить в обычных селениях. В записях Приска Понтийского сохранилось описание хором самого Аттилы и его семьи. Правда, они располагались не в Крыму, а в Паннонии.

Нашествие гуннов обусловило появление нового вида вооружения в Европе. Варвары принесли лук, техника изготовления которого отличалась от ранее известной. Осыпая противника мощными стрелами, способными пробить доспехи, клинообразная кавалерия заставляла бежать непривыкших к такой манере ведения боя европейцев. Если вражеская оборона долгое время оставалась неприступной, гунны делали вид, что отступают, а потом с новыми силами кидались в бой. 

В то время, когда мужчины воевали и занимались грабежами, женщины сидели дома, растили детей, ткали и готовили еду. Правда, ели они нагретое под седлом сырое мясо, не брезговали кореньями, любили собственноручно выловленную речную рыбу. Одеяния гуннов были такими же простыми, как и их пища. Свои мешкообразные рубахи, иногда пошитые из шкур полевых мышей, варвары носили, не снимая, до тех пор, пока они сами не распадались от времени, грязи и пота. О внешнем облике женщин из племен гуннов известно немного, однако, археологи выяснили, что на голове они носили диадемы из драгоценных металлов, инкрустированные камнями.

Выше мы упоминали о том, что во времена нашествия гуннов население покоренных земель удивлялось тому, как выглядели пришлые кочевники. Но поражал их не только монголоидный тип наружности. В документальных источниках сохранились сведения о том, что в детстве каждому мальчику-гунну срезали кожу на лице. В результате взрослые мужчины почти не имели растительности на щеках и подбородке.

Культура гуннов, обитавших в Крыму, малоизучена. Они не оставили могильных захоронений, а в местах, найденных археологами погребений почти не удалось обнаружить образцов посуды, принадлежавшей этим кочевникам. Отличительной чертой гуннов является полихромный стиль украшений (диадем, зеркал, ожерелий), найденных у останков, оружие и конская сбруя, которые клали возле мертвого мужчины-воина. В некоторых захоронениях лежали части лошадиной туши. Долгое время археологи считали гуннскими все погребения, в которых обнаруживали вытянутые черепа, но потом было установлено, что традиция преднамеренного удлинения головы также существовала в отдельных племенах готов и сарматов. Для этого ребенку надевали специальный бандаж, который видоизменял строение черепной коробки.

Гунны изначально поклонялись языческим богам. Особое место в их верованиях занимал Тенгри-хан. Веря в душу, они часто сжигали мертвых, чтобы те скорее попали на небеса. При жизни кочевники носили амулеты в форме дракона, изготовленные из драгоценных металлов. Из серебра они также делали идолов, которым поклонялись в капищах. В варварском обществе существовали шаманы, колдуны, жрецы и люди, которые умели вызывать силы земли. Не удивительно, что христиане рассказывали о религии гуннов, как о чем-то скверном.

В VI в. в Северное Причерноморье пришли тюркуты и гунны ассимилировались в их среде. 

Таким образом, обычные гунны были кочевниками-скотоводами, всю жизнь проводили верхом на коне. Они вели паразитический образ жизни: грабили народы, которые встречались на их пути, за счет чего получали продукты земледелия и драгоценные металлы. Гуннский период истории Крыма – это IV – VI века н. э. 

Представители тюркоязычного народа с монголоидной внешностью пришли на полуостров, изгнав готов. Кроме того, гунны уничтожили Позднескифское государство со столичным городом Неаполь Скифский и Боспорское царство. Спасаясь от гуннов, готы и те аланы, которые пришли в Крым в III веке бежали на юго-запад. 

В V веке гунны проиграли бой под Недао в Паннонии и некоторая их часть решила окончательно закрепиться в Крыму. Однако им не удалось покорить византийский Херсонес. Позже император пытался распространить христианство среди новоприбывших варваров и делал все возможное для того, чтобы ослабить гуннских вождей. Такая политика давала позитивные результаты. Вскоре император Юстиниан отобрал территории почти разрушенного гуннами Боспорского царства.

INLIGHT 

Адрес:
298179 республика Крым, г. Феодосия, п. Береговое, ул. Курская, 28, пансионат «Семёнов».
Форма обратной связи