администратор   Ирина Фёдоровна

Крым в творчестве Константина Коровина

опубликовано: ноябрь 2017

23 ноября (5 декабря) 1861 года в московской купеческой семье на свет появился мальчик, которому уже в недалеком будущем предстояло стать выдающимся живописцем, поразившим современников своим самобытным колористическим даром, стать тем, кого позже назовут первым русским импрессионистом. 

Константина Алексеевича Коровина бог одарил множеством талантов. Художник, архитектор, театральный декоратор, педагог и писатель, он казался баловнем фортуны, беззаботно шагающим по жизни. На самом деле судьба уготовила Коровину немало испытаний, но, несмотря ни на что, он оставался человеком добрым и обаятельным, а большая часть его работ – особенно тех, на которых изображены натюрморты и пейзажи Крыма и юга Франции – была  наполнена ликованием и радостью жизни. 

Дед будущего художника по отцовской линии, Михаил Емельянович, был выходцем из владимирских крестьян-старообрядцев, дослужившимся до первой купеческой гильдии. Его сын, Алексей Михайлович, получил университетское юридическое образование и унаследовал от отца ямской извоз, однако, не сумев продолжить дело, вскоре разорился. Обедневшему семейству пришлось продать дом в столице и переселиться в подмосковные Большие Мытищи. Но именно там, в деревне, еще в раннем детстве будущий художник ощутил всю прелесть родной природы. Это чувство он пронесет потом через всю свою жизнь.

Любовь к искусству Константину Коровину и его старшему брату Сергею (также ставшему живописцем) прививали и дед, ценивший музыку и принимавший в своем доме художников, и увлеченный литературой отец, и мать, Аполлинария Ивановна, рисовавшая акварели и игравшая на фортепьяно и арфе.

В 1875 году Константин Коровин становится студентом Московского Училища Живописи, Ваяния и Зодчества. Сначала он изучал основы архитектуры, а затем перевелся на живописное отделение, где преподавали А. К. Саврасов и В. Д. Поленов. В 1881 году юноша решил продолжить обучение в натурном классе Петербургской Академии Художеств, но всего через три месяца вернулся обратно в МУЖВЗ: строгий «академический дух» претил его темпераменту и импульсивному характеру. 

Работы молодого художника уже в годы учебы выделялись свежестью восприятия и оригинальными колористическими решениями. Написанный в 1880-е годы наполненный светом «Портрет хористки», критики позже назовут первым произведением русского импрессионизма. Сам же Константин Коровин говорил, что у него «нет направления и нет моды», а в своем творчестве он старается передать безусловную радость и красоту окружающего мира. Но стремления художника отойти от традиций академизма и влияния передвижничества вызывали неоднозначную оценку современников: его то чествовали как «огромного таланта», то обвиняли в декадентстве. 

В 1884 году, благодаря Поленову, Коровин знакомится с известным меценатом, промышленником Саввой Ивановичем Мамонтовым. Эта встреча во многом определила не только дальнейшую творческую жизнь живописца, но и будущее русского театрально-декорационного искусства. Константин Коровин был приглашен в Русскую частную оперу Мамонтова и принял участие в оформлении более трех десятков постановок. Впоследствии художник успешно сотрудничал с Большим и Мариинским театрами. Красочные декорации и костюмы по эскизам мастера, наравне с музыкой и актерской игрой, выступавшие частью единого сценического пространства, стали настоящим прорывом для сценографии рубежа XIX-XX веков. 

К сожалению, декорационная работа отнимала у Константина Алексеевича немало сил, и времени на проработку собственных холстов у него почти не оставалось. Но художник часто и не стремился к тщательному вырисовыванию деталей. Начав с традиционной живописи, позже он выработал собственную манеру эскизного письма с широкими энергичными мазками. Художник старался работать как можно быстрее, чтобы успеть отобразить живые, мимолетные впечатления, ведь иначе, по его словам, «все замирает». 

Множество живописнейших этюдов было выполнено Коровиным на пленэре на подмосковной даче Поленова, а позже – в  Охотино, где в 1897 году он построил небольшой дом. С конца 1880-х годов живописец начал выезжать в Европу, в Париж, где познакомился с новейшими течениями в искусстве, а в 1890-е побывал на Севере. Но, пожалуй, самые яркие и жизнерадостные картины были написаны Константином Коровиным в начале ХХ века в солнечном Крыму.

Деятельность художника была чрезвычайно разнообразной. Коровин оформлял павильоны и масштабные панно для Нижегородской (1896) и Парижской (1900) выставок, входил в творческие объединения художников и принимал участие в издании журнала «Мир искусства». Творчество он совмещал с выставочной и педагогической деятельностью. В 1905 году художник получил звание академика живописи, а в 1909-м – стал профессором Московского Училища Живописи, Ваяния и Зодчества. В годы Первой мировой войны Коровин занимался вопросами маскировки и камуфляжа в штабе русской армии. 

Революционные события 1917 года перевернули жизни многих, втянули они в свой круговорот и Константина Алексеевича Коровина. При новой власти художник сначала занимал административные посты в области культуры, принимая участие в организации выставок и аукционов и сохранении памятников, но через некоторое время он от должностей отказался. 

Вскоре после революции Коровин лишился своей мастерской. Из столицы ему пришлось перебраться в Тверскую область, в деревню Островно. Несмотря на разруху и голод, художник продолжал писать картины, но его творчество все чаще подвергалось критике и нападкам, на этот раз за «буржуазность». 

В 1923 году Коровин с семьей выехал из страны, сначала в Германию, а затем и во Францию, в Париж, для организации выставки и лечения сына-инвалида и так там и остался, хотя все время мечтал вернуться на родину. В эмиграции художник продолжал работать как сценограф и заниматься живописью, но в средствах он был крайне ограничен. Позже, когда у Константина Коровина ослабло зрение, он нашел себя в литературном творчестве: писал рассказы и мемуары.

11 сентября 1939 года художник скончался от сердечного приступа, случившегося на парижской улице во время воздушной тревоги. Коровин ушел из жизни, так и не увидев больше милой его сердцу русской природы, запечатленной им на красочных и полнозвучных полотнах. 

Крымские пейзажи заняли особое место в творчестве живописца. Впервые на полуострове художник побывал еще летом 1889 года, но яркая и многоцветная южная палитра привлекла его пристальное внимание чуть позже. Во время очередного визита в Крым Коровин был ослеплен буйным праздником цвета, блеском волн и игрой солнечного света. Сложившийся к тому времени творческий стиль живописца, его техника быстрых мазков кистью как нельзя лучше подходили для отображения пышной крымской природы и переменчивого освещения. 

Весной 1904 года Константин Коровин навещал в Крыму товарища своей юности – Антона Чехова. Там, на окраине Ялты, в деревушке Аутка, у тяжело болевшего писателя был свой дом. Услышав о том, что художник тоже мечтает о кусочке земли на крымском берегу, Чехов предложил ему свою дачу в Гурзуфе, построенную у Генуэзской скалы, над маленькой бухтой. Однако там поселиться Коровин не мог, шум моря, волны которого подходили почти к самым стенам домика, вызывал у него сильное сердцебиение.

Позже художник все же выкупил участок земли в Гурзуфе, неподалеку от чеховской дачи, и в 1910-1912 годах построил там, на месте старой харчевни, двухэтажный дом с мастерской по собственному проекту. Виллу Коровин назвал «Саламбо» в память о балете А. Ф. Арендса по роману Г. Флобера, к которому он рисовал декорации для Большого театра. В доме у Коровина побывали многие его знаменитые современник – артисты, писатели, художники. Среди них были Шаляпин, Суриков, Репин, Куприн, Мамин-Сибиряк, Горький.

В Гурзуф Константин Алексеевич приезжал до 1917 года, там он подолгу жил и работал. Домик Чехова, хорошо видный с террасы коровинской мастерской, часто попадал на картины художника. 

В Крыму Коровин писал не только наполненные солнцем пейзажи, но и яркие натюрморты, нередко совмещая эти жанры. С 1910-х годов полотна мастера становятся более красочными и свободными. В этот период окончательно формируется его эскизная, широкая и свободная манера живописи. Художник предпочитал писать этюды, ведь именно их сиюминутность и недосказанность позволяла ему наиболее точно передавать ощущения от дрожащего от полуденного зноя воздуха, солнечных бликов, крымского ветра, аромата трав и свежести морских волн. Константина Коровина недаром называли «Моцартом живописи», сочетая краски, он и сам сравнивал их со звучанием аккордов. 

Крыму художник посвятил множество чудесных картин. Одни работы поражают разнообразием оттенков точно подобранных тонов, другие – радуют яркостью открытых, почти не смешивающихся между собой красок. На некоторых из них изображены виды Ялты и Алупки. 

- Улица в Ялте. 1904
- Кафе в Ялте. 1905 
-  Ялта ночью. 1905 
- Ялтинский порт. 1909
- Татарская улица в Ялте. Ночь. 1910
- Улица в Ялте. Вторая половина 1910-х
- Алупка. 1912

Среди работ Коровина есть и посвящение Бахчисараю.
- Бахчисарай. 1907

Приезжая в Крым, художник не раз бывал в Симферополе и Севастополе. А зимой 1915-1916 годов ему пришлось пройти лечение у севастопольских докторов. Несмотря на болезнь, Константин Коровин написал в этот период несколько мастерских этюдов и картин.

- На балконе. Вечер в Симферополе
- Симферополь. Ночь. 1916
- Севастопольский базар. 1915
- Севастополь вечером. 1915
- Фаэтон в Севастополе. 1916
- Севастополь зимой. 1916
- Праздник на воде. 1916 
- Гавань в Севастополе. Этюд. 1916
- Севастополь. 1916
- Рыбачья бухта. Севастополь. 1916
- Севастополь. Этюд 
- Вид на гавань

Многие яркие и артистичные крымские холсты были созданы художником в Гурзуфе. Некоторые работы написаны им на пленэре, другие – в мастерской на вилле Саламбо. 

- Гурзуф. 1906
- На берегу моря в Крыму. Этюд. 1909
- Гурзуф. 1900-1910
- Балкон в Крыму. 1910
- Южная ночь. Гурзуф. 1910-е
- Гурзуф. Этюд. 1911
- Вид с террасы. Гурзуф. 1911
- Чайная в Крыму. 1911
- Вид Гурзуфа. 1911
- Гурзуф вечером. 1912
- Пристань в Крыму. 1913
- Гурзуф. 1913
- Вид мастерской. Гурзуф. Крым (Комната на юге). 1914.
- Гурзуф. 1914
- Вечер на веранде. 1914
- В саду. Гурзуф. 1914
- Пристань в Гурзуфе. 1914
- На причале. Гурзуф. 1914
- На берегу Черного моря. 1914.
- Берег Чёрного моря (Вид на берегу Чёрного моря). 1914
- Гурзуф. 1915. Холст, масло. 74 х 93 см
- Гурзуф. Старый город. 1915
- Гурзуф. 1915
- Гурзуф. 1915. Картон, масло. 65,5 х 87,5 см
- Гурзуф летом. 1916
- Пристань в Гурзуфе 1916
- На террасе. 1916
- Гурзуф. Холст, масло. 1917. 65 x 86 см
- Причал в Гурзуфе. 1917
- Гурзуф. 1917
- Базар цветов в Гурзуфе. 1917
- Гурзуф.1921. Картон, масло. 29,5 х 39,5 см
- Гурзуф. 1921
- В Краснокаменке под Гурзуфом
- Гурзуфский пейзаж
- Дорога в Гурзуф 
- Лето в Гурзуфе
- Гурзуф. Бумага, гуашь, акварель
- Южный пейзаж на побережье 
- Невольничий рынок на Востоке. Эскиз декорации к балету А. Адана и Ц. Пуни «Корсар». 1912

В 1910-е годы живописец увлекся декоративно красочными натюрмортами. Большая их часть была написана в Гурзуфе. Особое место на картинах Коровина часто занимали любимые им розы, нередко изображаемые на фоне моря. А в Севастополе художник, являющийся страстным рыболовом, не раз писал натюрморты с рыбой. 

-  На берегу моря. 1910. Холст, масло. 46 × 77 см
- Розы на террасе. Крым. 1910. 64 × 65,3 см
- Ваза с цветами у окна с видом на море. 1912 
- Розы. 1912
- Гурзуф. Натюрморт. 1914. Холст, масло. 36 x 51 см
- Гурзуф. Корзина фруктов. 1916. Холст, масло. 67 х 88 см
-  Цветы. Гурзуф. 1916. Холст, масло. 87 х 66 см 
- Натюрморт с розами. 1916 
-  Натюрморт. 1916. Холст, масло 
- Гурзуф. Розы и фрукты. 1917. Холст, масло. 88,5 х 66,5 см
- Цветы. 1917 
- Розы и фрукты. 1917. Бумага на холсте, масло. 90 x 67 см
-  Розы. 1910-е. Холст, масло. 66 х 88 см 
- Натюрморт. Вино, фрукты. 1910-е. Холст, масло. 67 × 89 см 
- Розы. Крым (Розы и яблоки)
- Розы. Гурзуф 
- Цветы. Гурзуф
- Букет роз 
- Цветы. Натюрморт на берегу моря. Холст, масло
- Ваза с розами 
-  Букет роз 
- Рыбы. 1916. Холст, масло. 85 x 125 см
- Рыбы 1916. Холст, масло. 106 x 88 см
- Рыбы, вино и фрукты. 1916. Холст, масло. 66 × 87,7 см
-  Натюрморт с рыбой и фруктами. 1900-1910-е. 38 х 26 см

В названиях ряда работ крымского периода нет упоминания конкретной местности, запечатленной художником, или узнаваемых с первого взгляда пейзажей. Можно лишь предположить, где именно они были написаны.

- На берегу Черного моря. 1900-е. Холст, масло. 143 x 103 см 
- Южная ночь. 1904
- На юге. 1906
- Дорога в южном городе. 1908
- Сакля в Крыму. 1910
- Крым. Фруктовая лавка. 1911
- Ночной этюд. 1911
- Крымский пейзаж. 1912
- Крымский пейзаж. 1912. Холст, масло. 69 × 84 см
- Тройка. Крым. Провинция, 1914
- Ранний вечер, Крым. 1915
- Высокий берег. 1916
- В Крыму. 1916. Холст, масло. 87,5 х 66,5 см
- Вечер. 1917. Холст, масло. 88 х 67 см
- Крым. Цветущий миндаль
- Берег. Картон, масло
- Крым 
- Крымский пейзаж 
- Фрукты из сада 
- Пейзаж с домами 

Глядя на работы Константина Коровина, сложно представить, что в его жизни были не только счастливые времена, но и невзгоды, и даже трагедии. Кисть живописца всегда оставалась быстрой и легкой. Он был убежден, что картины должны нести зрителям радость, и никому не нужно видеть «пота и мучений» художника. Любовь к природе и людям Коровин передал в своем жизнеутверждающем творчестве. Мир на полотнах художника наполнен восхищением и чарующей красотой, тем, что он сам называл «пением за жизнь».

irmasirin

Адрес:
298179 республика Крым, г. Феодосия, п. Береговое, ул. Курская, 28, пансионат «Семёнов».
Форма обратной связи