администратор   Ирина Фёдоровна

Крым в творчестве Карло Боссоли

опубликовано: февраль 2016

Карло Боссоли не напрасно причисляют к основоположникам «изожурналистики». Еще при жизни итальянский художник, более 20 лет проживший в России, снискал славу виртуозного рисовальщика и неутомимого путешественника, чьи путевые зарисовки были не только своеобразными репортажами документалиста, но и настоящими произведениями искусства. 

Боссоли, появившийся на свет в швейцарском Лугано в 1815 году, в пятилетнем возрасте вместе со своей семьей поселяется в Одессе, где к тому времени проживала уже целая колония «русских итальянцев». Мальчик с детства проявлял творческие способности, а работа в антикварной лавке, где он с 11 лет продавал эстампы, а в свободное время рисовал и копировал картины, во многом повлияла на его дальнейшую жизнь. Известно, что некоторое время он работал в мастерской художника Одесской оперы Ринальдо Наннини, а чуть позже сам граф М. С. Воронцов (генерал-губернатор Новороссии и Бессарабии), узнав о молодом таланте, сделал ему заказ на серию работ с видами Одессы. 

С весны 1839 года по лето 1840-го Карло Боссоли при содействии графини Е. К. Воронцовой изучает живопись в Италии, а вернувшись в Россию, получает приглашение от Воронцова и отправляется в Крым, в Алупку. Следующие два года Карло Боссоли путешествует по полуострову, изучая овеянные преданиями и легендами земли благословенной Тавриды. Впечатления молодого художника воплотились во множество изящных, наполненных светом акварелей и гуашей, благодаря чему не только современники, но и потомки рисовальщика получили возможность увидеть «terra incognita» его восторженными и внимательными глазами. В романтическом Крыму творческое своеобразие К. Боссоли проявляется в полной мере. По работам художника можно оценить и его мастерскую технику рисунка, и владение перспективой, и сочетание декоративности и стремления к реалистической передаче деталей.

В 1843 году рисовальщик покидает Россию. Впоследствии он много путешествует, и его изобразительные репортажи появляются в известных изданиях мира. Боссоли успеет побывать даже живописцем при английском дворе, но Таврида навсегда останется его первой любовью. 

 

Альбом Карло Боссоли
«Пейзажи и достопримечательности Крыма»

В 1856 году в свет выходит альбом Карло Боссоли «The Beautiful Scenery and Chief Places of Interest throughout the Crimea» («Пейзажи и достопримечательности Крыма») с цветными литографиями художника. Известно, что в 1855-м году Карло Боссоли снова побывал в Крыму, и результатом его путешествия стало появление нескольких драматических картин, запечатлевших военные действия на полуострове, развернувшиеся во время Крымской войны (1853-1856 гг.). 

Однако лондонское издательство «Day&Son», заказавшее художнику альбом с видами Крыма, очевидно, решило не нагнетать обстановку и выбрало для печати рисунки его «мирной» крымской серии 1840-42 годов. Боссоли сам отобрал 52 работы для издания и определил порядок их расположения, стремясь создать единое произведение, воплощающее наиболее полный образ Тавриды, охватывающее и богатство крымской природы, и разнообразие культурного наследия народов, населявших полуостров. 

В альбом вошли и пейзажи, так или иначе связанные со сражениями, проходившими позже на крымской земле в ходе Крымской войны. Благодаря художнику можно увидеть, как они выглядели до войны. Особую ценность представляет авторский лист с точными названиями литографий и аннотациями к ним, содержащими исторические факты, личные впечатления, а иногда и ошибочные суждения.

«Пейзажи и достопримечательности Крыма» Карло Боссоли стали уникальным художественным документом, отобразившим историю и жизнь полуострова первой половины 19-го века и запечатлевшим следы давно ушедших эпох. Издание, выполненное в трудоемкой технике цветной литографии, было выпущено ограниченным тиражом и практически сразу стало библиографической редкостью. 

На картинах Карло Боссоли запечатлены Крымские горы, виды Южного берега Крыма, морские пейзажи. Здесь есть и тихие долины, и стены древних генуэзских крепостей, и загадочные пещерные города, и развалины Херсонеса, и окрестности Бахчисарая, и зарисовки из жизни крымских татар. Художник детально прорисовывает улицы Севастополя, Симферополя, Керчи, Ялты, изображает фортификационные сооружения, корабли на севастопольском рейде и даже жанровые сцены с тщательно выписанными персонажами. На многих работах Боссоли рисует фигуру путешественника, вероятно, таким образом пожелав «остаться» на столь любимой им благодатной земле.

Литографии художника охватывают обширное географическое пространство полуострова – от Евпатории до Керчи и Перекопа. 

История Евпатории уходит в самую глубь веков. Тысячелетия назад, в эпоху меди и бронзы, пришли люди на эти земли. Здесь обитали тавры, киммерийцы, греки, завоеватели-скифы. По свидетельству античных историков, в частности, Геродота и Гекатея Милетского, между VI и V веками до н. э. греки из Малой Азии основали в гавани Каламитского залива поселение, ставшее позже процветающим городом-государством Керкинитида

С 1475 года на побережье установилось турецкое владычество, а на месте окончательно разрушенной в IV веке н. э. гуннами Керкинитиды появилась мощная крепость, которую турки назвали Гезлев. После Бахчисарая город был одним из крупнейших в Крымском ханстве и к тому же долгое время оставался его единственным портом. После вхождения Крыма в состав Российского государства в конце XVIII века Гезлев был переименован в Евпаторию в честь не раз спасавшего Керкинитиду от нападений скифов понтийского царя Митридата VI Евпатора.

Именно отсюда в начале сентября 1854 года начали свое движение к Севастополю англо-франко-турецкие войска. В десант, высадившийся близ Евпатории, вошли 62 тысячи человек и более двухсот орудий. 

Картиной, посвящённой Евпатории, Карло Боссоли открывает свой крымский альбом.     

К. Боссоли. Евпатория 

Река Альма, берущая начало на северном склоне Крымских гор и впадающая в Каламитский залив в Черном море у мыса Керменчик, на полпути между Евпаторией и Севастополем, тоже вошла в историю Крымской войны. На ее берегах состоялось первое сражение русской армии с союзными войсками, идущими на Севастополь. Узнав о высадке союзной армии у Евпатории, князь Меньшиков направил войска к Альме, чтобы перехватить неприятеля на подступах к Севастополю. Однако силы были неравными, и русским пришлось отступить. Этим местам Карло Боссоли посвятил следующую картину:

К. Боссоли. Река Альма 

Близ Севастополя, в 10 километрах от северного района города, впадает в Черное море река Кача, начинающаяся на северных склонах Главной гряды Крымских гор. Река, принимающая в свои воды горные притоки, обычно спокойная, но сильно разливающаяся во время дождей, привлекла художника своими живописными берегами. В ее верховьях в древности строились пещерные города и монастыри.

К. Боссоли. Река Кача 

Значительная часть альбома Карло Боссоли посвящена Севастополю, городу, чья история неразрывно связана с историей Черноморского флота. 

С древности привлекали людей удобные бухты на юго-западном побережье Крыма, защищенные скалистыми мысами. Еще в VI веке до н. э. на Гераклейском полуострове появились первые поселения. Здесь на берегу нынешней Карантинной бухты выходцы из Гераклеи Понтийской основали город, получивший название Херсонес Таврический.  

После присоединения Крымского ханства к России начался новый этап освоения земель юго-западного Крыма. Российской империи предстояло создать сильный флот на Черном море, чтобы обезопасить южные рубежи. Для этой цели генерал-поручик А. В. Суворов, командующий в Крыму русскими войсками, предложил использовать Ахтиарскую бухту. В 1783 году Крым стал частью России. А между Южной и Артиллерийской бухтой началось возведение первых каменных зданий нового города, названного чуть позже Севастополем, что в переводе с греческого означало «достойный славы и поклонения». Построенный по указу Екатерины II город стал крупнейшим на полуострове. Он быстро рос и к середине XIX века насчитывал уже около 3-х тысяч домов. 

Благодаря творчеству Боссоли можно увидеть, как выглядели Севастополь и его окрестности до того, как были разрушены в результате военных действий 1854-1855 годов во время Крымской войны. 

К. Боссоли. Вход в Севастополь с моря 
К. Боссоли. Вид форта Св. Николая 
К. Боссоли. Севастополь, видимый со стороны Северных фортов 

К. Боссоли. Общий вид Севастополя с наблюдательной башни в центре города

К. Боссоли. Арсенальная гавань, или Военный порт, Севастополь 

К. Боссоли. Общий вид побережья, простирающегося от мыса Фиолент до Севастополя 

На небольшом скалистом полуострове между Песочной и Карантинной бухтами Севастополя высятся руины некогда могущественного Херсонеса. Греки-дорийцы основали город на юго-западном побережье Крыма во второй половине V века до н. э. 

Херсонес, стоявший на пересечении морских путей, на протяжении двух тысячелетий оставался крупным полисом, военно-политическим, экономическим и культурным центром Северного Причерноморья. Неразрывно связан город и с отечественной историей. В 988 году в Херсонесе состоялось крещение киевского князя Владимира. Когда-то здесь шумели рынки, горожане собирались на площадях, посещали богослужения в богато украшенных храмах и представления в театрах. Однако к середине XV века жизнь в городе угасла. В 1827 году на месте древних развалин начались археологические раскопки.

Карло Боссоли запечатлел вид знаменитого памятника античной эпохи в следующей картине.

К. Боссоли. Руины античного Херсонеса близ Севастополя 

Карло Боссоли не оставил без внимания и живописную Инкерманскую долину, раскинувшуюся при впадении реки Черной в Севастопольскую бухту. Со времен Римской империи здесь действовал карьер, в котором добывали белый известняк – прочный камень, служивший для строительства и отделки. Первые укрепления в этих местах появились еще VI веке для защиты подступов к Херсонесу. Инкерман, в XIV - XV веках носивший имя Каламита, был важной крепостью княжества Феодоро, а затем и его основным торговым портом. После захвата турками 1475 году Каламита, переименованная в Инкерман, не потеряла своего значения. Через город проходила торговля с черноморским южным берегом. Одна из инкерманских достопримечательностей – древние пещерные монастыри, вырубленные в скалах первыми в этих местах монахами-христианами.  

К. Боссоли.  Интерьер раннехристианской церкви 
К. Боссоли. Устье реки Черной при впадении в Инкерманскую бухту и Севастопольскую гавань

К. Боссоли. Остатки генуэзских укреплений в Инкермане 
К. Боссоли. Вид Инкерманской долины 

В юго-восточной части Гераклейского полуострова, южнее Севастополя, находится живописная Балаклавская бухта, на берегах которой издавна селились люди. Первым поселениям, обнаруженным на этих землях, насчитывается порядка двух с половиной тысяч лет. С открытым морем гавань соединяется извилистым узким проходом между скалистыми берегами, защищающими залив от ветров. Балаклава – это живописные пейзажи в окрестностях мысов Фиолент и Айя, овеянные легендами древние храмы и романтические развалины генуэзского укрепления Чембало. Это память об исторических сражениях, не раз разворачивавшихся на этих берегах, в которых решались судьбы целых государств. Немало сохранилось здесь исторических памятников, свидетелей множества событий. Несколько литографий в альбоме Карло Боссоли посвящены Балаклаве.

К. Боссоли. Монастырь Св. Георгия
К. Боссоли. Вход в гавань Балаклавы 

К. Боссоли. Общий вид Балаклавы со стороны генуэзских укреплений

К. Боссоли. Балаклава, вид с берега

На южном берегу Крыма, у подножия Ай-Петри, в 17 километрах от Ялты расположилась живописная Алупка. Первое упоминание о поселении Алубика относится к временам владычества на крымских землях хазар. В XIII веке оно вошло в состав христианского княжества Феодоро. В XIV—XV веках сюда пришли генуэзцы, называвшие свой опорный пункт Лупико, а с 1475 по 1774 годы Алупка находилась под властью Османских султанов. С 1783 года, после того, как Крым вошел в состав Российской империи, эти земли были переданы князю Григорию Потемкину, а с 1823 года стали принадлежать Михаилу Воронцову, построившему здесь великолепный дворец с прекрасным парком. Благодаря Воронцову, приглашавшего художников для изображения видов полюбившегося ему полуострова, Крым в то время был зарисован и описан намного подробнее многих российских районов. Приложил к этому свою руку и Карло Боссоли, дважды упоминая Алупку в названиях своих литографий.

К. Боссоли. Дворец князя Воронцова в Алупке
К. Боссоли. Татарский дом в деревне Алупка

Несколько картин в альбоме талантливого рисовальщика Карло Боссоли посвящены жизни и быту местных жителей Крыма – татар. Крымские татары еще в конце XVIII века численно преобладали на полуострове, но в начале XIX века после волны миграции их оставалось не так уж и много. Ареал татарского населения был компактен, он сохранялся на Южнобережье и в горной части Крыма. Татары проживали от Балаклавы до Судака, от Карасубазара до Ялты, в районе Евпатории и Сиваша, на Керченском и Тарханкутском полуостровах. Свое значение долго сохраняли такие крымско-татарские центры, как Карасубазар и Бахчисарай. Здесь производились национальная посуда и одежда, действовали мечети и медресе.   

По рисункам художника можно представить, как выглядели в начале XIX века маленькие сакли с плоскими крышами, разбросанные по склонам гор среди густой зелени, каким был интерьер татарских домов, каковы были быт и праздники местных жителей.    

К. Боссоли. Интерьер татарского дома
К. Боссоли. Татарская школа для детей

К. Боссоли. Татарский танец
К. Боссоли. Татары, путешествующие по степи 

Ай-Петринское плато величаво возвышается над Алупкой и Кореизом. Горный амфитеатр, берущий начало от мыса Ай-Тодор у моря, поднимается ввысь и завершается короной горы Ай-Петри, названной по имени Святого Петра, храм которого некогда был построен на самой вершине. Зубцы Ай-Петри издавна вдохновляли поэтов и художников. Не раз рисовал их и Карло Боссоли. 

 К. Боссоли. Вершины горы Св. Петра

Расположенный на юге Крымского полуострова мыс Ай-Тодор ограничивает с запада Ялтинский залив. Боссоли не мог не отобразить живописные, вдающиеся в море скалистые отроги, практически неприступные с воды. На центральной скале Монастыр-бурун в средневековье был построен монастырь святого Федора. А в первой половине XIX века на вершине мыса появился маяк.     

К. Боссоли. Мыс и маяк Св. Теодора  

По преданию, в древние времена мореплаватели-греки из Константинополя, чей корабль попал в бурю и долго блуждал по морю, увидев зеленый берег, радостно закричали: «Ялос! Берег!» Причалив к побережью Тавриды, на ее благодатной земле они основали поселение. Чуть позже оно получило название Ялита. Красавице Ялте, в 1838 году получившей статус города в составе Российской империи, Карло Боссоли посвятил одну из лучших своих работ.

К. Боссоли. Вид Ялты

К северо-востоку от Ялты, у подножия знаменитой горы Аю-Даг, разместился живописный Гурзуф. Между Гурзуфом и Медведь-горой выступает в море небольшой мыс Суук-Су. В основании скалистого мыса расположен известный многим Пушкинский грот, привлекший внимание и Карло Боссоли.

К. Боссоли. Грот в Гурзуфе

Плато Чатыр-Даг, поднимающееся над волнистыми силуэтами крымских гор, напоминает старинный военный шатер. Его видно за много километров - и с востока, и с запада, и из южнобережной Алушты. На востоке Чатыр-Даг отделен от горного массива Демерджи Ангарским перевалом. От Бабуган-яйлы на западе плоскогорье обособлено Кебитским перевалом.

К. Боссоли. Гора Чатыр-Даг

Алушта обосновалась в широкой долине, по которой протекают горные реки Демерджи и Улу-Узень. На севере над нею возвышается плато Чатыр-Даг, на западе – Бабуган-яйла, на востоке – гора Демерджи. В центре города сохранились остатки древней крепости, построенной во времена правления византийского императора Юстиниана I.  Одна из литографий Карло Боссоли посвящена этому замечательному городу.

К. Боссоли. Алушта 

Истоки реки Демерджи находятся на юго-западной стороне горного массива Демерджи, у подножия горы Пахкал-Кая. В верховье долина реки безлесна и имеет сильный уклон, в низовье же она сливается с Улу-Узеньской долиной. Река, протекая через Алушту, в восточной части города впадает в Черное море.

К. Боссоли. Долина Демерджи

Воды реки Улу-Узень, пробившие в горах глубокое ущелье Хапхал, несутся по каменным уступам, образуя живописные каскады и водопады. Самый полноводный и мощный крымский водопад Джур-Джур, являющийся одной из главных природных достопримечательностей, расположенных близ Алушты, не оставил равнодушным и К. Боссоли.    

К. Боссоли. Водопад Джур-Джур

Салгир – самая длинная река в Крыму. Ее русло, протяженностью 232 километра, берет начало на вершине Главной гряды Крымских гор, проходит по северному склону и струится в низовьях по степной части полуострова в сторону Азовского моря, к заливу Сиваш. Полноводный вид на Салгир запечатлен и на картине, принадлежащей кисти итальянца Карло Боссоли.

К. Боссоли. Река Салгир

Коккозка, образуемая от слияния речек Аузун-Узень и Сары-Су и являющаяся основным левым приток реки Бельбек, - самая сильная крымская река. Ее узкое русло, проходящее по живописной V-образной долине, имеет множество перекатов, порогов и отмелей. Боссоли упомянул, что долина реки – одна из красивейших в Крыму.

К. Боссоли. Долина Кокоз 

Первые поселения на месте основанного в конце XVIII века Симферополя относят к доисторической эпохе, они насчитывают 40-50 тыс. лет. С III века до н. э. на этой территории находилась столица позднескифского государства Неаполь Скифский, разоренная в III веке гуннами. После этого неподалеку от Неаполя возникло поселение крымских греков Керменчик, а в конце XV - начале XVI века – город Ак-Мечеть. В 1777 году в Ак-Мечеть вошли русские войска под предводительством А. В. Суворова, а у Салгира был возведен редут, ставший первым сооружением будущего города. В 1784 году по повелению императрицы Екатерины II вдоль долины Салгира рядом с Ак-Мечетью началось строительство административного центра полуострова – Симферополя, города, находящегося на пересечении основных дорог, соединяющих юг, север, запад и восток Крыма. Естественно, что изображение Симферополя не могло не войти в крымский альбом К. Боссоли.

К. Боссоли. Симферополь 

Биюк-Узенбаш – река, стекающая со склона Главной Крымской гряды и впадающая в полноводный Бельбек. Одна из самых живописных природных достопримечательностей Крыма – небольшой каньон Биюк-Узенбаш, расположенный к северу от Ялтинской яйлы, у подножия Ай-Петри. Карло Боссоли запечатлел горную реку на литографии, названной им «Долина Узембаш».

К. Боссоли.  Долина Узембаш

Дата возникновения города-крепости Чуфут-Кале точно не определена. На расположенном к востоку от Бахчисарая обширном горном плато, с трех сторон окруженном высокими обрывами, люди селились еще со времен неолита. Но само укрепление на границе византийских владений, предположительно, было построено в V—VI веках. В XV веке в цитадели была устроена резиденция первого крымского хана, а с середины XVII века город был предоставлен караимам и получил название Чуфут-Кале - Еврейская крепость. В полукилометре от «пещерного города», в верховьях балки Марьям-Дере, расположился крупнейший крымский караимский некрополь, названный Иосафатовой долиной. После того, как Крым вошел в состав России, караимы и крымчаки получили возможность переселяться в другие города. К концу XIX века в древнем городе оставалась жить только семья смотрителя. Этому средневековому памятнику посвящены две литографии в альбоме К. Боссоли.

К. Боссоли. Остатки генуэзских укреплений на Чуфут-Кале
К. Боссоли. Кладбище караимских евреев 

В первой половине XVI века к юго-западу от Симферополя, в 2-х километрах от Салачика, была основана новая ханская резиденция, получившая название Бахчисарай – «Сад-дворец». Позже вокруг разросся город, до конца XVIII века остававшийся столицей Крымского ханства. Главной достопримечательностью города стал изображенный Карло Боссоли Ханский дворец, а в нем – воспетый Пушкиным Фонтан слез. В Крымскую войну неподалеку от Бахчисарая, на реке Альме, произошло первое крупное сражение, закончившееся поражением русских войск. Во время обороны Севастополя в город приходили обозы со снаряжением и провиантом, а в Успенском монастыре и Ханском дворце разместились госпитали для раненых.   

К. Боссоли. Бахчи-Сарай 

Приморский город, основанный аланами в III веке н. э. на юго-восточном побережье Крымского полуострова, сменил за столетия немало названий. В средние века византийцы и греки называли его Сидагиос и Сугдея, генуэзцы – Солдайя, русичи – Сурож. А от османов до нынешних дней дошло название Судак. Символом города стали зубчатые башни Генуэзской крепости, возведенной на горе, получившей название Крепостная или Дженевез-Кая. Вековые башни на обрывистой скале, соединенные между собой мощными стенами, запечатлел на своих картинах и Карло Боссоли.  

К. Боссоли. Остатки большой генуэзской крепости в Судаке

Впервые о Карасубазаре, расположенном  в живописной долине на реке Карасу, в пяти километрах от Белой Скалы, упоминается в XIII веке. К концу XV века город, находящийся на перекрестке караванных путей был уже одним из крупнейших экономических центров Крыма. Даже название он получил «говорящее» - «Базар у Черной речки». В Карасубазаре находилась и резиденция крымских ханов.  

К. Боссоли. Общий вид Кара-су-Базара 

Феодосия, основанная в VI веке до н. э. выходцами из Милета, за сотни лет пережила множество расцветов и падений. Город не раз менял названия, отстраивался и разрушался, но, расположенный на пересечении торговых путей, ведущих на Восток и Запад, в разные периоды он снова возрождался как порт и центр торговли. С IV в. до н. э. Феодосия входила в состав Боспорского царства, а в IV веке н. э. была превращена в руины гуннами. Здесь жили аланы и хозяйничали хазары. Эти земли находились под влиянием Византии и Золотой Орды. В XIII веке их выкупили генуэзцы, создавшие на побережье процветающий торговый портовый город Кафу и построившие в его южной части мощную крепость для защиты своих владений. В XV веке город завоевали турки, а в конце XVIII столетия он перешел к Российской империи. В конце XVIII – начале XIX века Феодосия переживала непростой период, но позже город постепенно начал оживать.     

К. Боссоли. Кафа, или Феодосия

История Керчи, города двух морей – Азовского и Черного, насчитывает более двух с половиной тысячелетий. Это один из самых древних городов мира, основанный в конце VII века до н. э. на востоке Крымского полуострова греческими колонистами из Милета и названный тогда Пантикапеем. На его территории люди селились десятки тысяч лет назад. До эллинов на этих землях жили скифы и киммерийцы. Позже город попадал под власть Византии, Хазарского каганата, Тмутараканского княжества, Генуэзских колоний, Османской империи. По Кучук-Кайнарджийскому договору по итогам Русско-турецкой войны в 1774 году он был передан Российской империи. Здесь сохранилось множество исторических и архитектурных памятников разных культур и эпох. Древней Керчи, ее окрестностям, природным и архитектурным достопримечательностям Карло Боссоли посвятил сразу несколько своих работ.

К. Боссоли. Мыс Токли в Керченском заливе
К. Боссоли. Могила Митридата, близ керченского лазарета
К. Боссоли. Керчь со стороны верхней дороги к Еникале
К. Боссоли. Общий вид Керченского залива с горы Митридат
К. Боссоли. Босфор

Продуваемая ветрами и прогретая крымским солнцем Арабатская стрелка отделяет Сиваш от Азовского моря. Узкая коса протянулась на десятки километров. Охраняет морскую тишину Арабатская крепость, стены которой еще хранят память о происходивших здесь яростных сражениях.

К. Боссоли. Форт Арабат

Перекопский перешеек или Перекоп – сравнительно небольшой участок суши на Северо-Крымской низменной равнине, соединяющий полуостров с материковой частью. С востока к нему подходит залив Азовского моря Сиваш, а с запада - мелководный черноморский Каркинитский залив. Единственный сухопутный переход, с которого начинается дорога на Крымский полуостров, пересекают ров и вал, появившиеся здесь в древние времена.

К. Боссоли. Степь между Перекопом и Симферополем
К. Боссоли. Перекоп 

Сиваш, отделяющий Крым от материка, представляет собой залив на западе Азовского моря с пологими, а местами крутыми и обрывистыми глинистыми берегами. Еще одно его название – Гнилое море. От Азовского моря лиман огражден длинной песчаной косой Арабатской стрелки. Между Сивашем и Черным морем располагается узкий Перекопский перешеек. 

К. Боссоли. Русское кладбище 

irmasirin

Адрес:
298179 республика Крым, г. Феодосия, п. Береговое, ул. Курская, 28, пансионат «Семёнов».
Форма обратной связи