администратор   Ирина Фёдоровна

Крым в творчестве А.И. Куинджи

опубликовано: апрель 2016

С именем знаменитого пейзажиста, волшебника света Архипа Ивановича Куинджи, значительную часть своего творчества посвятившего Крыму, связано немало легенд и загадок. Неизвестна даже точная дата рождения художника. По одним данным, он родился 15 (27) января 1841 года, по другим – в 1842-м или в 1843 году. Доподлинно известно лишь то, что будущий живописец появился на свет в местечке Карасу (Карасевка) под Мариуполем, в семье бедного сапожника. Себя художник считал русским, хотя среди его предков были греки, переселенные Екатериной II с Крымского полуострова в Приазовье в конце XVIII века. 

Мальчик рано остался сиротой. Грамоте он выучился у учителя-грека, однако особого рвения к учебе не проявлял, а вот рисованием увлекся с детства и рисовал каждую свободную минуту не только на бумаге, но и на заборах или стенах. Бедность вынудила подростка работать с малых лет: он пас гусей, вел учет кирпича на строительстве церкви, прислуживал местному хлеботорговцу Аморети. Товарищ последнего, хлеботорговец Дуранте, увидев рисунки мальчика, порекомендовал ему отправиться в Крым, в Феодосию, на обучение к уже известному тогда маринисту И. К. Айвазовскому

Существуют противоречивые сведения о том, удалось ли Куинджи летом 1855 года встретиться с часто путешествующим живописцем. Известно, что некоторые пояснения в живописной грамоте юноша получил от молодого художника Адольфа Феселера, гостившего в то время у Айвазовского и копировавшего картины мастера. Сам Куинджи прожил в Феодосии два месяца, но в мастерскую так и не был допущен. Ему доверили лишь растирать краски и красить забор. Вернувшись из Феодосии, Архип Иванович стал зарабатывать на жизнь ретушированием фотографий. 

В 1865 году, мечтая поступить в Императорскую Академию художеств, Куинджи едет в Петербург, но, не имея достаточной подготовки, дважды проваливает экзамены. Молодой человек упорно продолжает заниматься живописью и в 1868 году представляет на суд публики первую серьезную картину под названием «Татарская деревня при лунном освещении на южном берегу Крыма». Работа принимает участие в академической выставке, а сам живописец удостаивается звания свободного, а затем и неклассного художника и получает возможность посещать занятия в Академии в качестве вольнослушателя. Тогда же он знакомится с И. Е. Репиным, В. М. Васнецовым, И. Н. Крамским, В. Е. Маковским. 

Под влиянием передвижников в 70-е годы XIX века творчество А. И. Куинджи приобретает социально-реалистическую направленность. Но вскоре художник отходит от идей передвижничества, и в его пейзажах появляются романтические нотки. Куинджи много экспериментирует с красками и композицией. Он вырабатывает особую декоративную систему: уплощает изображаемые предметы для создания иллюзии глубины пространства и применяет систему дополнительных цветов для передачи особой яркости цвета. На Всемирной выставке в Париже в 1878 году критики отмечают своеобразие и «оригинальную национальность» его работ. Художник, хотя и не применяет классические приемы импрессионистов, много внимания уделяет передаче различных состояний световоздушной среды, используя для этого тонкие комбинации цветов и прерывистые легкие мазки. Иллюзия света как правды природы становится его целью.

После выхода из Товарищества передвижников в 1880 году Куинджи выставляет новую картину «Лунная ночь на Днепре», поразившую зрителей не только необыкновенным эффектом лунного сияния, но и философской глубиной и мощью. До июня 1882 года художник показал публике еще нескольких работ, а затем неожиданно, на пике славы, «замолчал» на долгие годы.

Что стало причиной творческого «затворничества» Куинджи, неизвестно и сегодня. Возможно, он просто устал от повышенного внимания, восторгов и критики. А быть может, познав невероятный успех, просто опасался разочаровать публику? Кто-то даже решил, что художник исписался и от него больше не стоит ждать ничего нового, однако сам мастер продолжал работать и экспериментировать, подбирая красочные пигменты и грунты и меняя стили. Как позже выяснилось, в этот период Куинджи создал сотни живописных и графических работ. Значительная их часть была нарисована в Крыму, а часть – на Кавказе. Свое «молчание» художник нарушил лишь в 1901 году, показав публике четыре новые работы. О творчестве Куинджи вновь заговорили, но эта выставка стала последней прижизненной выставкой живописца, несмотря на то, что он продолжал работать до конца жизни. 

В этот же период – с 1894 по 1897 год – Архип Иванович, удостоенный звания профессора, руководил пейзажной мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств. Его учениками были К. Ф. Богаевский, А. А. Рылов, Н. К. Рерих. Живописец известен и своей широкой благотворительной деятельностью. В 1909 году было создано Общество художников им. Куинджи, в пользу которого мастер пожертвовал почти все состояние и завещал свои картины. 

Пейзажист неоднократно бывал в Крыму, а в 1880-х годах и сам стал собственником земли на солнечном побережье. В 1886 году он приобрел часть бывшего имения генерала Ф. Ревелиоти – участок  западнее Симеиза, в урочище Кацивели, в то время входившем в состав Кикинеиза, а в 1888-м стал владельцем всего поселка Кикинеиз. Имение Куинджи было и в Алупке. По завещанию живописца позже оно было передано Обществу художников, а затем поступило в распоряжение Академии художеств. 

В балке Тартир, между Кацивели и нынешней Понизовкой, располагалась дача Куинджи, получившая название Нанильх-Чухур – Мятный овраг. Художнику досталась и километровая полоса пляжа, и пологий, покрытый дикими зарослями склон. На лето он устанавливал здесь небольшой разборный дом, в котором жил вместе с женой. Ниже «дачи» берег обрывом спускался к морю. Отсюда Куинджи наблюдал за морскими волнами, любовался скалой Узун-Таш, наслаждался закатной тишиной. В Крыму Архип Иванович много работал на натуре, сюда он привозил на пленэр и своих учеников. Отсюда же в 1910 году тяжелобольного художника увезли в Санкт-Петербург, где он скончался 11 (24) июля 1910 года. 

В работах крымского цикла мастер продолжил исследования цвета, света и световоздушной среды в целом. Когда-то пытавшийся подражать Айвазовскому, Куинджи со временем выработал собственную манеру живописи. По картинам художника этого периода можно видеть, насколько они отличаются от полотен кумира его юности. 

Живописным крымским берегам Архип Иванович Куинджи посвятил немало этюдов, мастерски передавая переменчивость капризных морских волн, притягательность величавых горных склонов, солнечный свет и лунное сияние.

Художник не всегда стремился к точному воспроизведению местности, часто создавая обобщенный образ природы. В названиях ряда картин есть прямая ссылка на то, что они были написаны в Крыму. В названиях других – полуостров не упоминается, но по характеру пейзажа и времени их написания можно определить, что и они относятся к крымскому пласту. 

Изрезанное бухтами живописное крымское побережье, выступающие мысы, скалы и горы можно разглядеть на работах А. И. Куинджи:

На протяжении всей жизни море оставалось страстью художника. И в Крыму его привлекали бег морских волн и их волшебное сияние под солнцем и луной: 

Живописец создавал целые серии картин со схожей тематикой. Закатные мотивы появятся в ряде работ художника, в том числе и крымского периода:

Рисовал Куинджи не только бескрайние морские просторы. Несколько его картин посвящены переменчивым облакам, плывущим над морем и горными долинами:

Южная природа и высокие крымские кипарисы запечатлены и на одной из немногих тематических картин мастера, ставшей итогом его духовных исканий:

Крымские пейзажи А.И. Куинджи:

irmasirin 

Адрес:
298179 республика Крым, г. Феодосия, п. Береговое, ул. Курская, 28, пансионат «Семёнов».
Форма обратной связи