администратор   Ирина Фёдоровна

Крым в составе Тюркского каганата

опубликовано: январь 2016

Тюркский каганат: краткий исторический очерк

В середине VI в. н. э. на просторах Евразии возникло величайшее политическое объединение под названием Тюркский каганат. Непобедимые войска новообразовавшейся империи за два десятка лет сумели завоевать огромный массив территорий: от Желтого моря до Крыма. Они приводили в ужас народы, ранее не знавшие подобной беды, «кто голову имел – заставили склонять, колени кто имел – заставили согнуть».

История Тюркского каганата связана с распадом державы гуннов. Одно из царств-наследников варварского государственного образования носило название Бэйлян. В 439 г. оно потерпело поражение в войне с империей Вэй. Князь Ашина вынужден был отойти. Забрав полтысячи семей своих соплеменников, он направился на Алтай.

До наших дней сохранилась легенда о том, что первые тюрки рождены волчицей, а их отцом был гуннский царевич. В бою ему отрубили верхние конечности и ноги, после чего бросили в болото. Волчица спасла воина, а позже зачала от него детенышей. Они-то вроде бы и стали ядром тюркского народа, который свято верил в то, что произошел от волка. Какой фантастичной ни казалась бы легенда, она подтверждает научный факт. Тюркский каганат действительно продолжил государственные традиции гуннов. Ашина стал создателем первой династии тюрков. С. Г. Кляшторный доказал, что имя основателя нового племени с иранского переводится, как «синий» (возможно, «голубой»). Кроме того, в древних источниках встречается название «небесные тюрки».

Примерно в IV в. в степях Центральной Азии возник Аварский каганат. Первые тюрки были там плавильщиками железа, подневольным населением. В один прекрасный момент тюркский князь Бумын решил освободиться от власти аваров. Он написал письмо, в котором просил у своего господина руки его дочери. Грозный властелин Аварского каганата не потерпел такой наглости и сурово ответил, что плавильщик железа не может осмелиться делать подобное предложение. Кажется, Бумын только и ждал этого. Он сразу же заключил договор с китайским императором Вен-Ди и женился на царевне Чань-Ле. С момента женитьбы тюркский князь получил возможность именоваться каганом.

После того как в конце XIX в. ученые расшифровали тюркскую письменность, на одной из стел им удалось прочитать, что Тюркский каганат ведет свое начало от Бумына (с 534 г.), деяния которого продолжил Истеми-каган. Сегодня известно, что последний, как соправитель, возглавлял войска во время похода на западные страны. Воспользовавшись объединением с племенами теле (аланы, берсилы, оногуры, унногундуры), Бумын в 551 г. уничтожил ставку аварского хана. Тюрки пошли на запад, преследуя бегущих от них жуаньжуанов. 

Именно младший брат Бумына, Истеми (Силзевул), был тем представителем Тюркского каганата, которому довелось налаживать контакты с Византией

Впрочем, в 50-х гг. VI века Истеми вел политику, которая противоречила интересам Константинополя. Уже тогда, преследуя аваров, каган вторгся в Северное Причерноморье и сосредоточил свои войска в Крыму. В VI в. только удалось возобновить византийское влияние в Боспоре, строилась череда новых укреплений. Ясно, что византийцы не ждали здесь выходцев из Тюркского государства. Тем более что Западный Крым и так был оккупирован тюрками – представителями Аварского каганата. 

Авары не раз приходили на полуостров. Известно, что они делали набеги в V–VI вв., а некоторая часть аваров так и осталась жить в Крыму. Анализируя взаимоотношения между аварами и Тюркским каганатом, нельзя исключить факт военного противостояния между двумя тюркскими народностями, которые почти одновременно оказались на полуострове. Однако сведений об этом пока нет. Возможно, авары просто ушли с полуострова, ведь не секрет, что вслед за ними тюрки добрались до территории Венгрии.

Авары бежали в Паннонию и создали там новый каганат, а Силзевул начал войну с эфталитами. Борьба с неприступным средневековым государством проходила в союзничестве с Ираном. После победы половина земель державы Эфталитов оказалась в руках тюрков. Западная часть Тюркского каганата старалась установить контроль над Великим шелковым путем. Это порождало противостояния с Сасанитской империей, бывшей союзницей, и стало причиной захвата Кавказа. Так, двигаясь в обход Ирана, тюрки вновь начали проникать на берега Черного моря.

В 576 г. умер Истеми-джабгу-каган, его преемником стал Турксанф, известный позднее как Дату-хан. В том же году новый правитель Западного Тюркского каганата заявил константинопольскому посольству, что ему надоели ложь и уловки византийцев, которые одновременно вели переговоры с аварами и выплачивали им дань: «Не те ли вы римляне, которые говорят на десяти языках и на всех одинаково обманывают! Мы, тюрки, не знаем ни лжи, ни обмана, и знайте, что я найду случай отомстить вашему государю, который, уверяя меня в своей дружбе, покровительствует аварам, беглым рабам нашим». Турксанфа также раздражало то, что его послов византийцы водили через Кавказ, боясь показать короткий путь. Однако ему уже в точности было известно, где текут Днепр и Дунай, и каким путем авары прошли в Византию. 

Каган объявил, что начнет с завоевания Боспора и сразу же отдал приказ о начале военных действий. Наступательную армию должен был возглавить тюркский наместник утигуров по имени Анагей. Он не рискнул взять с собой недавно покоренные племена и отправился в Крым лишь с войсками тюрков. Анагей держал Боспор в осаде вплоть до прибытия основных сил Бохана, вероятно, младшего брата Таспар-кагана. Тюрки захватили и сожгли Боспор, о чем свидетельствуют обнаруженные археологами следы пожаров в кварталах Керчи

Есть предположение, что именно тогда на месте полиса Гермонассы завоевателями была построена Тмутаракань. В 580 г. война продолжилась и верные подданные Тюркского каганата даже попытались осадить Херсонес, однако, начало усобицы в восточной части их державы заставило немедленно отозвать войска. Благодаря стараниям военного начальника херсонской провинции Евпатерия, в 590 г. византийская власть была восстановлена и на Боспоре. 

Все это время тюрки разгуливали по крымской степи, вероятно, не получая какого-либо серьезного сопротивления со стороны византийцев, гуннов и местного населения. Земли Восточного Крыма недолго были в составе Тюркского каганата, но их захват имел огромное значение для экономики державы тюрков и материального благосостояния их конкурентов. После взятия крымских земель и Западного Кавказа Тюркский каганат контролировал самые важные участи главной караванной дороги того времени, которая соединяла Европу и Азию.

Западный Тюркский каганат, как отдельное государство, образовался еще при Истеми или немного позже – в начале VII века. Каким образом Крым снова попал в его состав, неизвестно, но многие источники утверждают, что полуостров был частью нового политического образования. Если предположить, что основателем Западного Тюркского каганата был Истеми, то, вполне вероятно, имеется в виду промежуток времени между захватом Боспора и восстановление там византийской власти в 590 г. Кроме Крыма, тюрки контролировали территории Казахстана, Среднюю Азию, Поволжье, Урал и Северный Кавказ. Статус столицы Западного Тюркского каганата имел город Суяб. Государством все так же управлял каган, который одновременно был военачальником. Высшие чиновники — эльтебер, шад и ябгу. Буюруки и тарханы исполняли судебные функции. Многие племена, входившие в состав Западного Тюркского каганата, были вассалами кагана и платили ему регулярную дань. Некоторые историки считают, что Тюркское государство потеряло крымские земли только тогда, когда начал образовываться Хазарский каганат.

Пока тюрки укреплялись на Западе, а история Крыма формировала свой новый виток, восточная часть Тюркского каганата переживала взлеты и падения. Сын Бумына – Муган-каган – сумел покорить Китай. Государства династий Ци и Джоу вынуждены были уплачивать регулярную дань представителям Тюркского каганата. Эта зависимость усилилась при Таспар-кагане. После того как держава тюрков распалась на две части, ее восточное крыло постепенно попадало в экономическую зависимость от Поднебесной, а потом пять десятков лет было в китайском подданстве. В 689 г. царевич Кутлук пошел на Китай и восстановил независимость Восточного Тюркского каганата. В этот период истории единой западной части некогда могущественной державы тюрков уже не существовало.

 

Сельское хозяйство, ремесла и торговля
во времена владычества Тюркского каганата

После того как тюрки начали свои завоевания, основным видом их деятельности стало животноводство. Земледелием кочевники практически не занимались, фрукты и овощи получали вместе с новыми территориями. Передвигаясь с места на место, они искали лучшие пастбища и источники воды. Кроме того, в Тюркском каганате умели ловить диких зверей. 

Территории Крымского полуострова издавна славились своими степями, климатом, пригодным для кочевой жизни, и богатой живностью. Не удивительно, что тюрки дошли до Боспора Киммерийского и старались завладеть остальными территориями Крыма.

В исторической литературе тюрки характеризуются, как умелые ремесленники. Первые представители этого народа добывали железо в горах, плавили его. Поэтому их иногда называют металлургами, «рудознатцами». На Алтае, где они проживали в начале своей истории, были все возможности, чтобы научиться заниматься таким делом. Науке также известны украшения из драгоценных металлов, сделанные мастерами Тюркского каганата, образцы вооружения.

Во второй половине VI в. Великий каганат старался контролировать транзитную торговлю между Востоком и Западом. Через его территорию в Европу попадали шелка – своеобразная валюта того времени. Тюрки активно сотрудничали с Византией, которая готова была покупать практически неограниченное количество тканей. 

Византийские монеты встречаются даже в Малой Азии. Драгоценные материи интересовали Константинополь еще и потому, что он перепродавал их дальше на Запад и получал от такой деятельности хорошие доходы. То, что тюрки проникли в Крым и пытались завладеть византийской провинцией, которая располагалась на полуострове, кроме всего прочего, главным образом говорит об их материальной заинтересованности: они мечтали сделать полностью подконтрольным караванный путь из Китая. Завоевав когда-то процветающие полисы Крыма и Тамани, тюрки также могли получать изделия местных ремесленников и использовать их в собственном быту или реализовывать, получая дополнительную прибыль. 

 

Быт, религии и культура Тюркского каганата
на момент завоевания Крыма

У тюрков существовал культ предков, центральной фигурой которого был волк. Тюркский хан и этот зверь были чуть ли не синонимами, на синих знаменах, которые везли впереди войска, красовалась волчья голова. Кажется странным, но подобные тюркские атрибуты, которые устрашали окрестные народы, не стали предлогом для появления отвращения. Наоборот, и китайцы, и византийцы восторгались одеяниями и прическами тюрков.

Тюркские воины носили длинные распущенные волосы или косы, имели закрученные кверху усы, много времени проводили верхом на коне. Левую полу длинного халата тюрки не заправляли. Одевались они в меха и изделия из шерсти. Среди населения Тюркского каганата распространенными были традиционные для кочевников жилища: палатки и войлочные юрты. Сидя на земле, они ели мясо и сыры, пили кумыс. Для приема пищи у тюрков существовали деревянные тарелки-столики, на которые клали кусок баранины или дичи и ели, разрезая ножом.

Китайские хронисты называют виды оружия, которыми пользовались в Тюркском каганате. Это «роговые луки со свистящими стрелами, латы, копья, сабли и палаши». Однако лютые и безжалостные тюрки, для которых смерть от болезни считалась большим позором, не только воевали. На сохранившихся до наших дней изображениях можно увидеть, что они любили играть на музыкальных инструментах, пели, играли в кости. О высоком уровне культурного развития тюрков говорит наличие собственной, ни с чем не схожей письменности. А скульптуры их воинов, раскиданные в степях, и каменные стелы с надписями являются своеобразными посланиями, словно специально отправленными нам, людям, которые живут десятки столетий спустя и не забывают легендарного прошлого родной земли.

Религия Тюркского каганата – это преимущественно шаманизм. Они почитали силы природы, поклонялись им и приносили в жертву домашних животных. Верховное божество тюрков – Генгри («небо»). Члены племен, входивших в состав Тюркского государства, верили в то, что каган даруется небесами. Кроме Генгри, кочевники поклонялись огню и воде. Однако представители каганата нередко исповедовали зороастризм, манихейство, ислам и даже христианство, как это было в Крыму. Разнообразие верований связано с большими размерами Великого Тюркского каганата и с искусственным объединением народов, отличающихся бытом и культурой.

Таким образом, история Крыма в составе Тюркского каганата – это краткое описание событий, которые происходили на протяжении нескольких лет. Скудные данные об этом периоде позволяют назвать лишь отдельные даты, связанные с проникновением в Крым подданных тюркского кагана.

 В 50-х годах VI века войска Истеми ворвались на полуостров, где столкнулись с армией Византийской империи. В этот раз тюркуты лишь преследовали аваров, которые часто бывали в Крыму, начиная с V века. Вскоре каган велел захватить территории полуострова, чтобы установить контроль над частью Великого шелкового пути, который проходил через Крым. 

В 576 году Турксанф выразил свое недовольство по поводу лживости византийского императора и упрекнул его в том, что он сотрудничает с аварами. После этого тюркуты начали наступление. Они сожгли Боспор и в 580 году попытались взять Херсонес, но так и не сделали этого, так как войска кагана вынуждены были уйти с полуострова. Около десяти лет Восточный Крым входил в состав Тюркского каганата и лишь в 590 г. византийцы смогли восстановить свою власть в Боспоре.

INLIGHT

 

Адрес:
298179 республика Крым, г. Феодосия, п. Береговое, ул. Курская, 28, пансионат «Семёнов».
Форма обратной связи