администратор   Ирина Фёдоровна

Крым и Хазария – еще одна тайна полуострова

опубликовано: январь 2016

История и политическое устройство
крымских земель в составе Хазарии

История появления хазарского этноса все еще окутана пеленой таинственности. Ученым сложно дать окончательный ответ относительно происхождения слова «хазар», а в древних документальных источниках встречается много разных словоформ, похожих на название представителей данного народа. Среди всех существующих на сегодняшний день теорий возникновения хазар наиболее правдоподобной кажется та, в которой предками этноса, сумевшего создать новый могущественный каганат, называются члены тюркского племени ко-са. На территории Восточного Предкавказья ко-са ассимилировались с финно-угорским племенем савиров, ранее обитавшем в южных районах Сибири, и, таким образом, положили начало процессу зарождения хазар.

В начале своего существования хазары жили на территории Западного Тюркского каганата. В последнем десятилетии VI в. о них говорили, как о самом влиятельном племени Северного Кавказа, но рядом обитало немало других народностей, что делало политическую ситуацию нестабильной. Впрочем, уже тогда Хазария имела собственного правителя, который именовался титулом «малик».

Прошло несколько десятилетий и в 50-х гг. VII в. Западный Тюркский каганат прекратил свое существование. Смута, которая прокатилась по ранее могущественному государственному объединению, позволила хазарам почувствовать прелести собственной независимости. Историки утверждают, что о суверенной Хазарии можно говорить с начала VII в., максимум с 20-х гг. этого столетия. Далее шел долгий период становления Хазарского каганата, который завершился лишь в 80-х гг. VII века. Тогда хазары сумели разбить орды Великой Булгарии, изгнали булгар со степей Восточной Европы.

Хазары проникали в Крым со стороны Керченского пролива. Вначале они взяли ряд городов, ранее входивших в состав Боспорского царства: Патрей, Кепы, Гермонассу. Потом попали в Боспор, расположенный на территории современной Керчи. Вполне возможно, что слово Керчь произошло от тюркского «карши», которое переводится, как «по ту сторону». В 90-х гг. VII в. Хазария покорила чуть ли не весь Крым, контролировала территории полуострова, ранее принадлежавшие византийцам. Боспор, Степной Крым и некоторые горные районы полуострова полностью принадлежали хазарам или были в статусе материально зависимых от них земель. 

С крымских владений хазары получали регулярную дань. Херсонес, вероятно, избежал такой судьбы, но люди кагана изолировали его от территорий, которые раньше поставляли продукты питания. Из писем высланного на полуостров папы Мартина I нам известно, что уже в середине 50-х гг. VII в. у обитателей Херсона не было возможности обеспечить себе даже умеренное пропитание, в городе распространялись голод и нужда, цена на хлеб иногда в 17 раз превышала существовавшую в остальных частях империи. Папа римский просил, чтобы ему передали набор продуктов, признавался, что если бы не редкие судна, которые иногда заплывают туда за солью, не смог бы выжить. Однако Мартин I долго не продержался, умер. В Херсоне он пробыл меньше шести месяцев.

В начале VIII в. в Фанагории, расположенной на Тамани, находилась ставка тудуна («архонта Боспора», подчиненного кагана) и человека, который занимался взиманием дани с окрестных территорий. Не исключено, что эти функции выполняла одна и та же особа. Керчь, видимо, стала центром крымского хазарского государства. В тот период истории Крыма появилась керченская цитадель, там располагался хазарский гарнизон. Несмотря на это, археологам не известно каких-либо крымских погребений, которые с уверенностью можно было бы отнести к хазарским. Те захоронения, которые появились в Крыму после упадка Великой Булгарии, принадлежат кочевникам, вероятно, хазарам, но среди них есть и булгарские, так как представители побежденного народа стали наиболее многочисленным этносом Хазарии.

Специалистам удалось найти немало поселений, которые сегодня относятся к хазарским. Они расположены на Керченском полуострове, в предгорной области и на берегу Южного Крыма. В Центральной части полуострова Хазария возвела Тау-Кипчак. Новый могущественный каганат сумел так сильно укрепиться в Северном Причерноморье, в том числе в Крыму, что в VIII–IX вв. Черное море даже стали называть Хазарским. Кроме того, есть версия, что полуостров именовался Хазарией чуть ли не до XV века.

Сравнительно мягкое хазарское проникновение в Крым кажется странным. Многие недоумевают: как Византия смогла допустить установление чужого контроля над собственными территориями? Однако вполне вероятно, что империя продолжала удерживать власть параллельно с Хазарским каганатом. Есть предположение, что это был кондоминиум, образовавшийся в связи с византийско-арабскими противостояниями. С одной стороны, Византия не имела времени на то, чтобы воевать с Хазарией, а с другой – хазары были врагами арабов, что было на руку империи. Дружеские взаимоотношения укреплялись с помощью византийско-хазарских браков. В древних документах не сохранилось информации о каких-либо территориальных претензиях со стороны хазар. Все сводится к тому, что Хазарии нужна была лишь материальная выгода, которую она получала, контролирую торговые пути, идущие через Крым, и взимая дань.

В 60-х гг. X в. князь Святослав разгромил Хазарию и ее крымские земли перешли под покровительство Киевской Руси. Каганат исчез, но этнос, сумевший сформировать мощное государственное объединение, продолжал жить. Последние известия о хазарах датируются XIII в. Вполне вероятно, что именно от них произошли крымчаки.

 

Развитие сельского хозяйства, ремесел, торговли
в Хазарии и в зависимом от нее Крыму

Первые хазары вели кочевой образ жизни, выращивали лошадей и верблюдов. Ближе к началу X в. они начали заниматься земледелием. Наиболее популярной сельскохозяйственной культурой Хазарии был рис. На территории проживания коренных хазар также произрастало множество виноградных лоз и фруктовых деревьев.

Хазары умели делать клей из рыбы, который они продавали за пределы каганата. Есть предположение, что они также торговали рабами, в том числе славянами. Однако некоторые историки считают, что хазары лишь перепродавали невольников, приобретенных у своих соседей. В хазарских городах процветало ремесленничество. Среди вещей, изготовленных хазаро-иудейскими умельцами, особенно популярными в других странах были ювелирные изделия. До наших дней сохранилась информация о том, что хазары умели делать глиняную посуду, обрабатывали кожу и металл.

Большую часть доходов Хазария получала благодаря контролю транзитной торговли. Один из зависимых он нее торговых путей начинался в Киеве, шел через крымские владения Византии и Хазарского каганата, поворачивал на Тмутаракань — известную тогда, как Самкуш — и через Дон и Волгу доводил купцов до Каспийского моря, а там уже можно было добраться и до Багдада. Интересно, что с торговцев, которые пользовались этой дорогой, в Крыму взимали дань и византийцы, и хазары. Это еще раз подтверждает версию о своеобразном двоевластии. Чтобы поставить на Восток свои товары (меха, шкуры, воск, мед и т. д.), Русь вынуждена была оплачивать огромные налоги, которые пополняли казну паразитирующей державы Хазарии.

Проникнув в Крым и на Тамань, предприимчивые хазары также старались сосредоточить в своих руках черноморскую торговлю, создавая конкуренцию константинопольским и трапезундским купцам. Странно, но до сегодняшнего дня историкам не известны торговцы каганата из числа представителей хазарского этноса. Все купцы, которые проживали в городах Хазарии, на зависимых от нее землях и ездили торговать в другие страны, были евреями. Хазарские евреи развивали экономические отношения между Европой и Азией, ростовщики иудеи спонсировали европейские королевские семьи, среди которых была династия Каролингов.

 

Быт, религия и культура Хазарии и Крыма

Коренные представители хазарского этноса были хорошими всадниками, имели большие скулы, длинные волосы. Они питались мясом, верблюжьим и лошадиным молоком. В более поздний период своей истории в холодную пору года хазары останавливались в городах, а, когда теплело, возвращались в степь. После того как хазары начали стабильно обрабатывать землю, они стали оседать в небольших селениях, деревнях, городах и крепостях. Бывшие кочевники питались рисом и рыбой. Царь Иосиф хвалился в письме, которое писал для отправки в Испанию, что в многочисленных реках Хазарии полно рыбы. 

Кроме этнических хазар, на территории каганата проживали покоренные оседлые народности. В Крыму это были эллины, аланы, готы, сарматы, анты, которые ранее научились возводить собственные дома, имели опыт градостроительства. Их быт, частично сформированный под античным и византийским влиянием, значительно отличался от того, который существовал на землях этнической Хазарии. Более правдоподобной кажется версия о том, что хазары могли перенимать строительные традиции крымчан.

Хазарские кочевники жили родами и племенами. Понятие рода у них сохранилось до конца существования каганата. Именно род, а не каган или государство, владел земельным наделом. В X веке феодальные отношения в Хазарии только начинали развиваться, но знать («тарханы»), как прослойка общества, там существовала с VII века.

В своем письме Мартин I писал о том, что вокруг Херсона живут язычники. Некоторые ученые предполагают, что это были хазары, сумевшие насадить свою веру среди племен, давно уже обитавших в Крыму. Так это или нет, но еще с VII в. Хазарский каганат искал новую монотеистическую религию, которая помогла бы сплотить державу, состоящую из представителей разных народностей. Присутствие евреев и напряженные отношения с исламским миром и христианской Византией привели к тому, что каган и люди, приближенные к нему, приняли иудаизм. Новые верования распространились среди верхушки общества, а почти все остальное население Хазарии оставалось языческим, хотя были там и мусульмане. Наиболее распространенной религией жителей Крыма, которые вынуждены были подчиняться воле хакана, вероятно, было христианство.

Единой культуры Хазарии, которая смогла бы распространиться по всей территории каганата, так и не существовало. У хазар не было ни письменности, ни собственной литературной речи. Разрозненность религий, разнообразный национальный состав, денежная выгода, как основная цель государственной деятельности, не привели к формированию общего мировоззрения и других устойчивых форм деятельности, кроме торговли и контроля транзитных путей. В связи с этим не удивительно, что в Крыму практически не сохранилось каких-либо сведений о пребывании там хазар. Однако мы не можем говорить о том, что Хазария была малообразованной страной. Хазарские купцы знали много иностранных языков и умело пользовались этим, контактируя с представителями многих государств того времени.

Итак, Крым был в составе Хазарского каганата с конца VII века по 60-х годы X века. Хазария сумела покорить степные, горные районы Таврики и Керченский полуостров. Херсонес выстоял перед напором хазар, но его жители страдали от тяжелейшей блокады продовольствия. Оплотом хазар в Крыму стал Боспор. 

Спокойное отношение Византии к внезапно появившимся крымским соседям ученые стараются объяснить тем, что на полуострове был установлен кондоминиум. Не исключено, что хазары взимали дань с территорий, все еще принадлежащих Византийской империи, и за это организовывали военную помощь для борьбы с арабами. 

В середине 60-х годов X века Хазарский каганат потерпел поражение от войск киевского князя Святослава Игоревича. Хазарские владения в Восточном Крыму стали частью Тмутараканского княжества, а остальные территории долгое время были камнем раздора между Русью и Византией. Основной вид деятельности хазар – торговля. Среди них было много образованных купцов-иудеев, которые контролировали финансовые потоки Крыма и всей Хазарии, спонсировали европейских правителей. 

 INLIGHT

Адрес:
298179 республика Крым, г. Феодосия, п. Береговое, ул. Курская, 28, пансионат «Семёнов».
Форма обратной связи