администратор   Ирина Фёдоровна

Княжество Кырк-Ор – загадка средневекового Крыма

опубликовано: январь 2016

Княжество Кырк-Ор: история, границы, обитатели

История Крыма порой преподносит самые неожиданные подарки. Специалисты, которые занимаются изучением прошлого полуострова, то и дело открывают давно забытые объекты, требующие детального анализа. На сегодняшний день о многих из них известно далеко не все. Иногда кажется, что некоторые крепости, города и даже государственные образования являются всего лишь плодами бурной фантазии любителей истории. Если бы не древние документальные источники и скудные артефакты, подтверждающие существование находок, многих ученых можно было бы назвать безумцами. 

Средневековое княжество Кырк-Ор является одной из подобных «подозрительных» загадок. Из воспоминаний современников узнаем, что на юго-западе Крыма, севернее и восточнее княжества Феодоро (или Готии) существовало некое государственное образование. Венецианец Иосафато Барбаро называл его Аланией. Вполне вероятно, что это и было княжество Кырк-Ор с центром в одноименном городе, известном еще, как Чуфут-Кале. Не исключено, что до образования державы Феодоро Кырк-Орское государство граничило с Эски-Керменским княжеством. Южная граница княжества Кырк-Ор проходила по территории, расположенной между реками Кача и Бельбек, северная – по водоразделу Альмы и Салгира. На западе государство тянулось до участка между Внутренней и Внешней грядами Крымских гор, а на востоке его ограничивал хребет Главной гряды.

Топоним Кырк-Ор далеко не единственный. Кроме Чуфут-Кале, часто употребляются названия Кырк-Ер, Джуфт-Кале, Гевхер-Кермен и т. п. Часть из них используют только тогда, когда говорят о крепости. Исследователи склонны думать, что Кырк-Ор – это Чуфут-Кале после проникновения монголо-татар или в период существования Крымского ханства. Вместе с тем название Кырк-Орское (Кырк-Ерское, Кыркъйерское) княжество в наши дни используется и тогда, когда говорится о более ранних этапах истории Крыма. Мы не будем отходить от общепринятого названия средневекового государства и далее будем называть его княжеством Кырк-Ор.

Каким же образом целый массив земель стали называть так же, как город, имевший статус столицы или выполнявший роль центра княжества? Есть предположение, что Кырк-Ор – это сборное название местности. Согласно этой версии, позже, уже при татарах, с названием окрестных земель стала ассоциироваться столица. В переводе с турецкого Кырк-Ор это сорок крепостей. Кто знает, может, именно столько укреплений существовало на территории княжества? 

А если внимательно изучить записи Гильома де Рубрука, составленные в 1253 г., риторический вопрос приобретает вполне реальный ответ. Монах, посол и путешественник утверждал, что между Херсонесом Таврическим и Судаком расположено 40 укрепленных замков. Сейчас уже известно, что, кроме основного города Чуфут-Кале, в составе княжества находились Коксу, Таш-Ярган, Чабак, Ягмурча и другие населенные пункты. Среди крепостей средневекового государства Кырк-Ор были Тепе-Кермен, Бакла, Сарымамбаш.

Изучая историю Чуфут-Кале, мы узнаем, что его первыми жителями были аланы. Вполне вероятно, что название Алания употреблялось в значении «земля аланов». Считается, что в XIII в. или немного раньше новая волна представителей этого сарматского племени прибыла в Крым с Северного Кавказа. Однако сохранились сведения епископа Феодора, который еще в первой половине VIII в., видел своими глазами аланское селение, расположенное возле Херсона (Херсонеса Таврического). В его Послании говорится о крепости, а не об отдельной стране, заселенной аланами. Видимо, несмотря на опустошающие нашествия гуннов и готов, некоторая часть аланов, проживающих в Крыму еще в III–IV вв. н. э. осталась жить на юго-западе полуострова, именно там, где через несколько столетий возникло княжество Кырк-Ор.

В литературе все чаще упоминается о караимском княжестве Чуфут-Кале, которое может быть государством Кырк-Ор или другим политическим образованием, ранее располагавшимся на той же территории. Караимское княжество возглавляли люди из рода Узун. Первым представителем этой династии в Чуфут-Кале был князь Хаджи Муса. До наших дней сохранилась легенда о том, как он ездил в Иерусалим и привез оттуда кедровую колыбель, в которой должен был вырасти новый спаситель мира. Караимы передавали ее из поколения в поколение, как огромную ценность. Происхождение караимов – это еще одна загадка истории Крыма. Не так давно преобладала семитская теория происхождения этнической группы, но в наши времена считается, что караимы Крыма – это потомки хазар-иудеев.

С каких пор там жили караимы неизвестно. Но в XI в. Чуфут-Кале был завоеван кипчаками, а феодальное княжество Кырк-Ор могло образоваться не в XII–XIII вв., как утверждает большинство историков, а еще в X в. Именно тогда юго-западный Крым освободился от печенегов и хазар. Удельные князья, обитающие вокруг Чуфут-Кале, могли создать государство, которое не отличалось сильной централизацией. Известно, что в 1261 г. Кырк-Ор чуть не взяли итальянцы, а в 1299 г. в Крыму убили внука золотоордынского эмира Ногая. Не потерпев подобной наглости, хан со своими войсками прошелся по полуострову, опустошая все населенные пункты, которые попадались на его пути. Кырк-Орское княжество тогда также пострадало от гнева Ногая. Несмотря на разграбления, средневековое государство фактически не потеряло своей суверенности, а лишь вынуждено было сплачивать дань. 

До 1363 г. мы ничего не знаем о татарской зависимости Кырк-Ора. Первые сведения о том, что княжество выступало на стороне монголо-татар, связаны с битвой на Синих Водах. Историки предполагают, что феодальное государство было завоевано ханом Джанибеком и произошло это не раньше середины XIV в. Версию подтверждают данные археологических раскопок, ведь первая мечеть в столице бывшего княжества появилась уже в 1346 г. Караимы утверждали, что в том же году в Кырк-Оре бушевала чума.

Вскоре княжество включили в состав бейлика Яшлау. Существует предположение, что Яшлау – это один из князей Кырк-Ора, который стал беком Золотой Орды, предав родную землю. В конце XIV в. в Золотой Орде кипела ожесточенная борьба за власть и столичная крепость стала центром крымских владений ордынцев, местом укрытия для членов семей знатных монголо-татар, нередко там удерживали пленников. Есть сведения, что 300 семей крымских воинов-иудеев в последние года XIV в. отправилась в Литву. После распада Золотой Орды Кырк-Ор постепенно потерял свое былое значение, но в XV в. его долго считали второй столицей Крымского ханства.

В золотоордынской истории княжества Кырк-Ор особое место занимает фигура ханши Джанике-ханым – жены Едигея. На 1420 г. она осталась старшей представительницей своего рода, но вместо того, чтобы принять власть, ханша приехала в Кырк-Ор, в город, в котором родилась ее мать. Сделав столицу княжества ханской резиденцией, Джанике-ханым способствовала восхождению на престол своего дальнего родственника Хаджи Гирея – первого правителя Крымского ханства.   

 

Сельское хозяйство, ремесла и торговля в княжестве Кырк-Ор

Население Кырк-Орского княжества издавна занималось земледелием, выращивало виноград и фрукты. В округах Чуфут-Кале традиционно процветало скотоводство. Есть основания полагать, что вся территория княжества состояла из сравнительно небольших феодальных владений. Кроме всего прочего, аланы были хорошими ремесленниками и умели торговать. 

Если верить в то, что на просторах Кырк-Ора 200 лет подряд существовало караимское княжество, предприимчивые евреи также влияли на экономику юго-западной части Крыма. Однако с середины XIII в. их положение пошатнулось, так как в 1246 г. значительная часть представителей этнической группы отправились жить в Галицию.

Впрочем, настоящий расцвет Кырк-Ора начался во второй половине XIV в. Тогда татары почти истребили местное население, многих продали в рабство, а на восточной стороне от столицы княжества поселили караимов. С тех пор Кырк-Ор стал большим торгово-ремесленным городом. Караимы торговали солью, мясом, занимались выделкой кожи, ткачеством, выращивали огурцы. С ними связано наиболее известное название этого города – Чуфут-Кале, которое в переводе с крымскотатарского языка звучит, как «еврейская крепость».

 

Быт, религия и культура в средневековом княжестве Кырк-Ор

Становится понятно, что в Кырк-Орском княжестве обитали люди разных национальностей. Наиболее многочисленными среди них были аланы и караимы. Однако, вполне вероятно, что в феодальном княжестве встречались потомки готов, тавров, скифо-сарматов, армяне и даже евреи-раввинисты. Преимущественную часть населения княжества сплотила принадлежность к византийскому культурному миру. Христианские князья Кырк-Ора способствовали развитию греческой культуры и религии византийского образца. Вместе с тем княжество славилось знахарями. Чуфут-Кале со временем стал культурным центром государства, но его главная роль оставалось все той же: жители окрестных поселений при малейшей опасности спешили укрыться за стенами главной крепости Кырк-Ора.

Караимская версия гласит, что Кыркъйерским княжеством управляли сар (бий) и хаган (гахан). Первый заведовал гражданскими делами, решал военные и административные вопросы, второй был духовным главой княжества, занимался судовой деятельностью. Предприимчивые жители княжества умели общаться с тюркскими народами, поэтому им часто доводилось участвовать в процессе обмена пленными. По внешнему виду караимы практически не отличались от татар. Мало того, они, как и прибывшие в Кырк-Ор мусульмане, изменяли облик бывшего княжества. Благодаря татарским влияниям там начали преобладать восточные традиции, а караимы не отделяли себя от еврейской культурной сферы и распространяли в Кыр-Оре специфическую ментальность, свойственную иудеям.

Культурным достоянием средневекового государства является устное народное творчество. Сохранилась легенда о том, как пчелы спасли Кырк-Ор. Предание гласит, что в городе жила вдова Алтын-Апай. Враг уничтожил ее сыновей и практически взял город, за стенами которого прятались люди со всей округи. Отважные кырк-орцы долго не сдавались, но терпеть уже не было сил и возможностей. Когда враги пошли в решающее наступление, Алтын-Апай придумала сбросить на них плетенные ульи с пчелами. Вслед за ней так поступили и другие женщины Кырк-Ора. Спасаясь от укусов насекомых, воины-чужаки сняли осаду и отошли от крепости. 

Не исключено, что город Кырк-Ор – это та самая легендарная крепость Фуллы. Долгое время там не удавалось справиться с язычеством. Есть легенда о том, что в 860 г. Константин-философ собственноручно спилил дуб, которому издавна поклонялись местные аланы. С тех пор предки населения княжества Кырк-Ор стали христианами. Фулльская епархия, позже ставшая Сугдео-Фулльской, существовала с IX в. В области Ашага-Керменчик — Лаки, которую также относят к территории княжества, ученые нашли остатки около двадцати христианских храмов. Караимы же исповедовали другую веру. Они были приверженцами особого течения иудаизма, не признавали Талмуд, верили в Иисуса Христа и Магомета, перед входом в молитвенный дом (кенасу) омывались и снимали обувь. С пришествием монголо-татар в Кырк-Орском государстве начало распространяться мусульманство. Некоторое время три разные религиозные общины Кырк-Ора действовали параллельно. Не удивительно, что постепенно укрепляющийся там «народный» ислам сумел адаптироваться под местные культурные и религиозные традиции.

Сделаем несколько выводов. История Княжество Кырк-Ор малоизучена. Точная дата начала существования политического образования с центром в Чуфут-Кале все еще неизвестна. Можно предположить, что это X  или даже XII–XIII века. 

Княжество Кырк-Ор перестало существовать в середине XIV века, когда было завоевано монголо-татарами. Скорее всего, это и есть то самое караимское княжество, которое несколько сотен лет располагалось в Юго-Западном Крыму. В XI веке образование с центром в Чуфут-Кале попало в половецкую зависимость, а после прихода золотоордынцев там создали бейлик Яшлау. 

В княжестве проживали представители многих народов, в том числе аланы, готы, караимы. Все эти люди исповедовали разные религии: христианство, иудаизм, позже мусульманство. Вокруг Чуфут-Кале процветали земледелие и скотоводство, традиционно выращивался виноград. Со второй половины XIV века, уже при монголо-татарах, активизировалось развитие ремесел и торговли, которыми занимались в основном караимы.

INLIGHT

Адрес:
298179 республика Крым, г. Феодосия, п. Береговое, ул. Курская, 28, пансионат «Семёнов».
Форма обратной связи