администратор   Ирина Фёдоровна

История Южного берега Крыма

опубликовано: октябрь 2016

Южный берег Крыма – удивительный уголок Земли, известный чудодейственной силой природы, теплыми морскими пляжами, удивительными горами, роскошными дворцами, множественными храмами, музеями и другими достопримечательностями. По сути, это две территориальные зоны – Большая Ялта и Большая Алушта, которые располагаются на отрезке южного побережья полуострова. Начинаясь на мысе Айя и заканчиваясь где-то перед поселком Рыбачье, эта местность включает в себя такие населенные пункты, как Ялта, Ореанда, Алушта, Партенит, Гурзуф, Массандра, Ливадия, Гаспра, Алупка, Симеиз… Список можно продолжать, ведь на Южном берегу Крыма, расположенном между грядой Крымских гор и морем, есть и другие населенные пункты, менее известные.

 

Южный берег Крыма:
краткий очерк этапов истории приморской зоны

Южный берег Крыма имеет достаточно интересное прошлое, часто c «белые пятнами» и нестыковками. История Крыма от первых людей до XX века рассказана нами в отдельном цикле статей. Здесь же хочется дать краткую характеристику исторических процессов, которые происходили исключительно на Южнобережье.

Эта часть полуострова в первую очередь примечательна тем, что здесь обнаружены следы проживания обезьяноподобного человека олдувайского периода палеолита (5-7 млн. –700 тыс. лет назад), известного науке, как питекантроп. Открытие С. Жука, сделанное во время раскопок, позволяет предположить, что Южный берег Крыма был прародиной человека европейского типа. По крайней мере, одной из нескольких, известных на сегодняшний день во всем мире. Ранее ошибочно считалось, что первые люди на полуострове жили где-то с конца ашельской эпохи (70–100 тыс. лет назад). 

К раннему палеолиту относятся такие южнобережные поселения, как Артек и Гаспра. Жизнь на Южном берегу Крыма не затухала и в среднем палеолите: там обитали палеоантропы (в том числе неандертальцы), о чем также свидетельствуют остатки стоянок, которых в этой части полуострова, в горных и предгорных районах найдено немало – два десятка. Неолитические поселения раскопаны в Ялте, на Ай-Петринской яйле, под Симеизом (г. Ат-Баш), возле Гурзуфа. На Кошке археологи нашли артефакты периода бронзы. В окрестностях Ореанды и на скале Дженевез-Кая под Гурзуфом есть следы обитания в эпоху энеолита.

Первыми людьми, которым удалось занять значительное место в истории прибрежной зоны, были тавры. С X в. до н. э. (есть версия, что с XIII до н. э.) они обитали на берегу моря и в горах, расположенных рядом. Кто-то считает, что тавры – это коренной народ Южнобережья, кому-то импонирует киммерийская теория происхождения этого народа. Есть и другие версии. Например, об Атлантиде и Всемирном потопе, которая гласит, что Южный берег Крыма стал пристанищем для обитателей территории, ушедшей под воду. Кто они, точно неизвестно, но среди остальных народов, которые оставили свой след в истории Южного берега Крыма тавры удачно выделяются тем, что прожили там, как единственные хозяева, пять–шесть сотен лет. С IX по VII в. до н. э. их соседями были киммерийцы. Позже – скифы и греки.

Скифский период истории Крыма (конец VII в. до н. э.–IV в. н. э.) для южной части полуострова выдался не таким уж и сложным. Скифы, будучи кочевым народом, не считали нужным посягать на горы и то, что было за ними. Обосновавшись в Крыму, они обитали севернее тавров. Добрососедские отношения между скифами и таврами привели к тому, что народ, обитавший на юге полуострова в III в., стал называться тавро-скифами. Что касается скифов, то они начали исчезать под натиском готов.

Геродот описывал тавров, как разбойников-пиратов, которые наводили страх на греческие корабли, грабили их, приносили в жертву античных мореходов. Отсутствие греческих поселений на Южном берегу Крыма подтверждает слова античного историка. Видимо, эллины настолько боялись тавров, что не рискнули позариться на их территории. Так же, как и сарматы. При этом историки предполагают, что эллины, поселившиеся на полуострове примерно в VII–VI вв. до н. э. все же имели некое влияние на жителей Южного берега Крыма. В науке также существуют домыслы, которые вполне способны претендовать на истину. Во времена греческой колонизации Крыма воды Черного моря были ниже на 4–5 метров. Вполне вероятно, что со временем они скрыли под собой небольшие поселения эллинов на Южном берегу Крыма.

Многие южнобережные топонимы, произошли от греческих слов. Ялта, Форос, Гаспра, Симеиз… Что касается Фороса, то это, скорее всего, «маяк» или «площадь». Логично, что с этого места греки отправлялись в морское плавание на Родину и сюда же прибывали, решив посетить Таврику. Также есть версия, что в Форосе собирали дань, которая отправлялась в Грецию. Гаспра («аспро») означает «белый», Симеиз – «точка», «знак».

С Ялтой все очень запутано. Вопреки ранее распространенному мнению, кандидат исторических наук Н. Новиченкова говорит, что основание современного города к грекам никакого отношения не имеет. Кроме того, она утверждает, что Южный берег Крыма был заселен после того, как греки «расчистили» от населения территорию под строительство Херсонеса. Легенда, которая породила миф о греческом происхождении Ялты, гласит, что однажды из Константинополя отправилось судно, в котором плыли исследователи новых земель. Эти люди попали в шторм и несколько дней не могли добраться до суши. Однажды утром дозорный увидел Таврику и радостно закричал: «Ялос, ялос!». Что в переводе с греческого – «берег».

Пришедшие в Крым римляне уже во второй половине I в. н. э. оценили преимущества Южного берега Крыма. Так появилась крепость Харакс, с помощью которой охранялись морские пути, маяк, дороги. Вначале тавры не принимали «гостей», но вскоре жизнь стабилизировалась, римляне начали проникать в среду местных аборигенов, позитивно влияя на способ их жизни.

Следующие обитатели Южнобережья – готы (252-256 гг.–XVIII вв.), которым удалось ассимилировать тавро-скифов. Известно, что готам принадлежало поселение Суук-Су (лагерь «Лазурный» в Артеке), а Партенит, который считался центром Готской епархии, был большим, красивым городом, который вначале пострадал от рук хазар, а потом практически исчез с приходом османов.

Гунны, отметившиеся в Крыму в IV–VI вв. н. э., не смогли заполучить контроль над этой территорией. Более того, вполне вероятно, что Южный берег Крыма стал убежищем для народов, которые жили поблизости и вынуждены были бежать от вражеского нашествия. Среди таких беглецов – аланы. С тех пор гото-аланы жили в Гурзуфской долине. Вполне вероятно, что их потомки являются основателями Ореанды, Массандры, Никиты.

С IV в. Крым заинтересовал византийцев. В результате их деятельности в VI в. появились крепости в Алуште и Гурзуфе, где служили готы. Так Южный берег вместе с Херсонесом подпали под влияние Византийской империи, затянувшееся на долгие века, вплоть до образования княжества Феодоро и генуэзских колоний в XIII вв. Этот долгий период истории для Южного берега Крыма был значимым, ведь местное население смогло ближе познакомиться с европейской культурой, с христианством, приобрести опыт общения с людьми, которые обитали по ту сторону моря.

В VI в. Крымский полуостров ощутил на себе особенности хазарской ментальности. Хазары расстроили Алустон, увеличив его площадь вдвое. Еще через столетие в Крым явились половцы, а в XI в. – печенеги. Все они бывали на Южном берегу Крыма, правда, эпизодически. Об этом свидетельствуют археологические находки, в том числе в виде следов военных конфликтов. Византия продолжала охранять данную территорию, сохраняя свой контроль над ЮБК.

В XIII в. к крымскому побережью пристали венецианцы, которые ненадолго задержались на юге полуострова. Их потеснили генуэзцы, закрепившие за собой ряд южнобережных поселений. Это произошло благодаря договору между Генуей и золотоордынским ханом, который был подписан в 1381 г.  Монголо-татары так и не смогли захватить Южный берег Крыма, хоть часто воевали за него. Татары начали проникать туда уже после начала турецкой экспансии в XV в. До того Крымское ханство было защитником генуэзских территорий.

В соседнем княжестве Феодоро не теряли надежды завладеть Южным берегом Крыма. Для этого князья строили крепости-исары. Генуэзцы же не пустили дело на самотек и возвели не меньше двух десятков сторожевых башен, которые располагались напротив соседских твердынь. Что, возможно, помогло им сохранить в собственности почти все Южнобережье вплоть до прихода турецких армий. Правда, крепости Алушта и Горзувиты некоторое время были под контролем феодоритов. Есть мнение, что Ялта и Алупка также входили в состав княжества Феодоро, но недолго. Интересно, что в генуэзский период истории одним из самых больших населенных пунктов Южнобережья был город на месте современного поселка Никита.

В 1478 г., спустя три года после захвата генуэзских владений турецкими десантами, Южный берег Крыма вместе с юго-западными землями полуострова стал собственностью турецкого султана. Крымское ханство в то время находилось в вассальной зависимости от Османской империи.

После русско-турецкого военного противостояния 1768–1774 гг. Ялта и другие поселения Южного берега Крыма стали местами дислокации русских гарнизонов. А с 1783 г. эта территория, как и весь полуостров, отошла к Российской империи, что кардинально изменило  судьбу Южнобережья. В 1837 г. вышел указ об основании Ялтинского уезда, вступивший в силу в 1838 году. С тех пор официально существует город Ялта. В XIX в. впервые упоминается о Гаспре, разрастается Ливадия, Кореиз считается наиболее оживленным поселком... Населенные пункты Южного берега Крыма постепенно становятся прекрасными курортами, приобретают славу среди самых богатых людей империи, которые могли позволить себе возводить здесь дороги, дворцы, виллы, храмы.

Во времена СССР  Южный берег Крыма стал одной из наиболее популярных курортных зон в стране и не только. Еще до Великой Отечественной войны здесь побывало 7,5 тыс. иностранных туристов, для которых Южнобережье должно было стать Советской Калифорнией – беззаботным уголком у моря, образцом жизни счастливого народа.

 

Развитие сельского хозяйства, ремесел и промышленности в разные периоды истории Южного берега Крыма

Примитивное земледелие на Южном берегу Крыма появилось еще в эпоху энеолита. Примерно в тот же период скотоводство начинает постепенно преобладать над охотой, появляются первые ремесла. Тавры, в свою очередь, уже освоили мотыгу, занимались отгонно-пастбищным скотоводством, умели обрабатывать дерево, металлы, камень, они пряли, ткали, изготавливали глиняную посуду.

С приходом римлян активизировались обработка земли и виноделие. Они собственноручно возделывали землю на специально выделенных участках. В населенных пунктах прибрежной зоны юга полуострова стали появляться римские орудия труда. Легионеры были умелыми ремесленниками: они делали стеклянную посуду, черепицу и кирпичи, занимались гончарным и литейным делом. С возрастанием спроса на зерно при римлянах проводилась массовая вырубка фруктовых деревьев и виноградников.

Готы и аланы, безусловно, также не сидели здесь без дела. Если учесть, что почва Южного берега Крыма позволяет выращивать пшеницу, готы-землеробы обрабатывали землю побережья, но при этом их основным занятием было ремесленничество. Все виды ремесел, которыми владели готы и аланы, описаны нами в отдельных статьях, посвященных истории этих народов.

Характеристики сельского хозяйства и ремесел при византийцах и османах также есть среди статей цикла «История Крыма», поэтому здесь повторяться не будем. При генуэзцах на южном побережье процветало виноградарство, а вот во времена владычества турецкого султана оно сильно сократилось, поскольку мусульманам нельзя было употреблять вино.

В XIX в. население Южнобережья продолжало заниматься виноградарством. Новороссийский губернатор Воронцов собственноручно взялся за выращивание винограда, надеясь получить хорошую прибыль. За границей были закуплены лозы для разведения лучших винных сортов. Они были высажены в Магараче (Отрадное). Для изготовления хорошего вина нужны были квалифицированные кадры. В связи с этим с 1828 года Судакское училище виноделия переехало на территорию Никитского сада. Далее развитие виноделия на Южном берегу Крыма связано с именами Л.С. Голицына, А.В. Келлера, В.А. Шахова, Я.В. Вадарского. В начале XX в. столовый виноград выращивали в селах Мухалатка и Мшатка. В 1936 г. в Магараче открыли Винкомбинат.

Имперские власти вели планомерную политику по поддержке виноградарства, изо  всех сил  стараясь ещё и разводить сады. Этот факт подтверждается указом Воронцова, изданного в 1830 г. В документе шла речь о раздаче 200 десятин ялтинской земли. Частные лица, которые принимали такой подарок от государства, взамен должны были дать обязательство заниматься садоводством. Никитинский сад – первый образец декоративного садоводства на Южном берегу Крыма - существует с 1811 г. В наши времена, как и несколько столетий тому назад, в садах Южного берега Крыма ежегодно поспевают яблоки, груши, абрикосы, персики, вишни, черешни, сливы и даже гранаты. Сохранились данные о том, что на сломе XIX и XX вв. разводили инжир, айву, каштаны, кизил, миндаль, мушмулу.

На Южнобережье выращивали не только виноград и фрукты. В начале XIX в. в Ялтинском уезде распахивалось 7,8% земли. Засевали их в основном ячменем и озимой пшеницей, реже – овсом, рожью, яровым зерном. Кроме того, сажали картофель. В Ялте, Массандре, Лимене был свой лен, в Массандре и Алупке выращивали табак. Первыми табаководами Крыма были татары, турки и греки. Крымский табак существует и в наши времена. Не стоит забывать о луке под названием Сладкий Крымский, который с 1930 г. рос в Оползневом. В 1950 г. его переименовали в Ялтинский. В Алуште в наши дни занимаются выращиванием роз и лаванды.

При Воронцове на Южнобережье начали разводить маслины, из которых делали оливковое масло. На сломе XIX и XX вв. в Симеизе, например, произрастало от трех до четырех сотен оливковых деревьев. Маслины, собранные там, перерабатывались в имении Шувалова, расположенном в Мисхоре. Часть урожая шла на засолку, остальное – на растительное масло. В начале XX в. количество оливковых деревьев на Южном берегу Крыма значительно уменьшается. Роща в Алупке, которая ранее занимала 1,5 га, пришла в запустение. В наше время оливковые деревья можно увидеть в поселке Никита и в Никитском ботаническом саду.

Скотоводство в Южном Крыму во времена Российской империи было менее развито, чем земледелие. Известно, что в Ялтинском уезде разводили коз, овец, свиней, буйволов, волов. Буйволы были хорошей рабочей силой, неплохо доились, но ели до 40 кг сухой травы за день, поэтому к концу XIX в. их можно было увидеть только под Алуштой. В начале XX в. по всему Южному берегу Крыма значительно увеличился процент лошадей и ослов.

Промышленности в современном понятии на Южном берегу Крыма не было, однако это не означает, что без фабрик и заводов там ничего не производили. С 1886 г. в Ялте работала экипажная мастерская, в ялтинских карьерах добывали мраморовидные известняки, там же, как и в Алуште, Гурзуфе, были частные судостроительные верфи. Кроме того, местное население даже в XX в. жгло уголь, разрабатывало лес, собирало дикорастущие орехи, ловило рыбу.

 

Быт и мировоззрение народов Южного берега Крыма

Быт и религиозные представления первых людей, обитавших на Южном берегу Крымского полуострова, частично известны нам благодаря археологическим раскопкам. В эпоху палеолита они жили под скалами, в пещерах, охотились на диких животных, пользовались каменными орудиями труда. В поселениях горной мезолитической культуры уже встречаются кремневые орудия, срединный резец, круторетушированная трапеция. В Гаспре были обнаружены кремневые наконечники стрел времен энеолита.

Тавры оставили после себя лепную керамику, отбойки и терки, изготовленные из камня, мотыги, топоры, молотки, пряслица, грузила, костяные иглы, бронзовые наконечники стрел скифского образца. На горе Кошка удалось обнаружить большое поселение тавров, общая площадь которого доходит до 15000 кв. м. На его территории стояли каменные дома. Умерших соплеменников тавры предавали земле в каменных ящиках. Такие захоронения чаще всего были групповыми.

Тавры приносили жертвы богине Деве, почитали Артемиду, Исиду, Гермеса и Посейдона. Одно из известных сегодня таврских святилищ располагалось на территории урочища Селим-Бек, второе – на Гурзуфском седле. Во время раскопок там было обнаружено много монет, орудий труда. Среди находок были даже медицинские инструменты. 

Римляне, а позже – византийцы и даже хазары строили, реставрировали крепости, которые сыграли важную роль в жизни местного населения. Благодаря такой поддержке Южный берег Крыма был практически недоступен для половцев и печенегов. Быт римлян, византийцев, хазар также описан в статьях на нашем сайте.

С приходом римлян на Южнобережье проникает христианство, которое укрепилось во времена существования Византийской империи. Готы постепенно становятся христианами, общаясь с рабами, захваченными в Трапезунде и на Кавказе. Позже южнобережные аланы также начали массово принимать новую религию. Этому способствовали близкие отношения с готами. В VIII в. на полуострове уже существовала Готская епархия.

В конце X-XII вв. византийское влияние сплотило жителей Южного берега Крыма. С тех пор на Южнобережье была единая материальная культура и религия, которая ставила жителей Крыма в один ряд с другими подданными императора. Кроме того, в те времена зарождались города Южного Крыма, формировалось мировоззрение жителя более крупного поселения. Рядом с населенными пунктами селились монашеские общины, возводились монастыри

После IV Крестового похода на Южном берегу Крыма начали происходить изменения: венецианцы, а потом генуэзцы создавали там торговые фактории, реконструировали крепости. Далее турецкая экспансия на долгие годы превратила крымское Южнобережье в зависимую территорию. С одной стороны, жители Южного берега Крыма тогда перестали таскать камни, отдохнули от постоянного строительства крепостей, а с другой – их быт, культура зависели от решений Стамбула. Кроме того, в Крым начали прибывать турки-мусульмане и татары из соседнего ханства, что способствовало распространению новой религии.

После того как Южный берег Крыма стал частью Российской империи, жизнь на полуострове начала кардинально меняться. В 30-х гг. XIX в. при содействии Воронцова построили шоссе, что значительно улучшило уровень жизни на побережье, способствовало распространению славы о курортной зоне. Южнобережье быстро заселялось переселенцами из российской глубинки и Украины. Среди этих людей были члены семей отставных солдат, помещики, крестьяне. Почти все они быстро обустраивались, привыкали к особенностям климата, вели хозяйство. Хотя, были и такие, которые возвращались в родные края. По результатам переписи 1897 г. 59% населения Ялтинского уезда имело татарское происхождение, но на всем Южном берегу полуострова мусульман было меньше, чем представителей других вероисповеданий. Если точно – 42%. В XIX в. татары построили мечеть Юкъары Джами в Алуште. В те времена на Южнобережье также обитали католики и православные, иудеи, армяне и протестанты. 

Российские власти проповедовали веротерпимость, но при этом отдавали предпочтение строительству православных святынь. Тогда на Южном берегу Крыма появились Храм святого Иоанна Златоуста, Часовня Новомучеников и Исповедников Российских, Собор Святого Александра Невского в Ялте, Храм во имя всех Крымских святых, Косьмо-Дамиановский монастырь, Храм Архангела Михаила в Алуште и т. д. Вскоре представители православия и иных вероисповеданий численно стали преобладать над мусульманами.

До второй половины XIX в. христиане и мусульмане Южного берега Крыма жили мирно. Обострение отношений между представителями этих вероисповеданий началась в период войн конца столетия. Параллельно в Крыму росло количество приверженцев католицизма. В 1906 г. началось строительство Костела Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Ялте.

 

История возникновения курортов на Южном берегу Крыма.

Первый этап зарождения курортов Южного берега Крыма условно ограничивается такими временными рамками: начало XIX в. –1917 г. Пока на полуострове не было дорог и там не стали  бывать российские монархи, Южнобережье считалось труднодоступным местом, о его красотах практически никто не знал. Государственная программа заселения юга полуострова, низкая стоимость участков, строительство шоссе и крымской железной дороги сделали свое дело. Южный Крым начали посещать представители высших слоев Российской империи, а позже он стал доступен и для более широких кругов населения.

В 1848 г. закончилось строительство Воронцовского дворца в Алупке. Пока возводили дворец, рядом с ним разбили Алкупкинский парк. С 1881 г. в Массандре трудились над дворцом, который вскоре приобрел Александр III. С 1895 по 1897 г. вырос дворец «Дюльбер» в Кореизе. В 1907 г. построено имение Харакс в Гаспре, еще через три года – Юсуповский дворец в Кореизе. В 1910–1911 гг. появился на свет Ливадийский дворец. Примерно в это же время – «Кичкине» в Мисхоре. С 1912 г. существует знаменитое «Ласточкино гнездо».

История современной медицины на Южном берегу Крыма также берет свое начало в XIX веке. В 60-х гг. XIX в. от туберкулеза страдала императрица Мария Александровна, доктор С.П. Боткин посоветовал ей лечение на берегу моря и она выполнила предписание врача, поселившись на Южнобережье. В 1899 г. в Ялте открылся противотуберкулезный санаторий, который не имел аналогов в Европе. При Николае II была проложена «тропа здоровья» в Ливадии. Ее длина – 6,58 км, высота над уровнем моря – 0,14 км. Прогулка по ней полезна для самочувствия человека, благодаря особенностям местного субтропического климата.

К 1917 г. на Южном берегу Крыма ежегодно бывало до 37 000 туристов. С конца XIX в. развивался курортный туризм. Гости полуострова приезжали, чтобы оздоровиться.

Не все населенные пункты Южного берега Крыма сразу стали популярными среди приезжих. Например, Алушта даже в 80-х гг. XIX в. считалась «темным» местом, в котором не было никаких удобств и развлечений для отдыхающих.

Следующий период развития туризма в этой части полуострова – 1917–1950 гг. Советские власти тогда решили сделать полуостров главной здравницей всей страны. На этом этапе появились санатории «Сосняк», «Долоссы», «Золотой пляж», «Курпаты» и другие. Во времена Великой Отечественной войны немцы не пощадили туристические объекты полуострова. Только в Ялте урон составлял порядка 418 млн рублей. Ф. Рузвельт после Ялтинской конференции с досадой говорил о том, что сделали фашисты с санаториями, дворцами, домами местных жителей.

С 1950 г. началось восстановление курортов Южного берега Крыма, строились новые санатории. В 1952 г. провели зонирование крымских курортов, в результате чего на Южнобережье расположили общетерапевтические заведения здравоохранения, вокруг Алушты – противотуберкулезные санатории. К концу 80-х гг. XX в. в Большую Ялту приезжала четвертая часть гостей Крыма.

Однако Южный берег Крыма – это не только место для оздоровления. Было время, когда он считался одним из культурных центров империи.

 

Культура и образование в истории Южного берега Крыма

О жизнедеятельности тавров и их предшественников нам известно немного. До наших дней сохранились скудные образцы их материальной культуры и запутанные сведения в документальных источниках того времени. Историки считают, что тавры ощутили на себе влияние скифской и северокавказских культур.

Греко-римский период истории Крыма для Южнобережья, как и для остальной части полуострова, стал переломным. Благодаря грекам и римлянам местное население смогло развиваться под влиянием античной цивилизации, аналогов которой на тот момент истории еще не существовало. Готы, которые пришли в Крым чуть позже, быстро эллинизировались, приняли христианство. 

Во времена владычества Византии на Южном берегу Крыма новая вера значительно укрепилась. С тех пор христианская культура на долгие века стала преобладающей. В хазарский период истории полуострова византийцы сумели сохранить свое влияние, в результате чего формы жизнедеятельности и мировоззрение людей, которые обитали на побережье, практически не изменились. В X–XII вв. на Южнобережье зарождается так называемая городская культура, но с приходом венецианцев и генуэзцев настают другие времена. Население Южного берега Крыма вынуждено жить в постоянной тревоге. Материальная культура того периода в первую очередь ассоциируется с укреплениями, которые возводились для охраны территории.

Османы, которые проникли на полуостров в XV в., способствовали распространению мусульманской культуры, которая проникала на Южный берег Крыма со спокойствием тех времен и верой в «великолепность» империи. Ислам не разрешает делать скульптуры людей или животных, поэтому такой вид искусства для тех времен несвойственен. Чаще можно было увидеть разнообразные орнаменты, нарисованные красками из природных материалов. Такие изображение украшали кухонную утварь, одежду, здания. Турки также любили фонтаны, бассейны, поэтому строили их и на Южном берегу Крыма.

До 60-х гг. XIX в. на Южном берегу Крыма практически не существовало народного образования. В 1828 г. открылось училище виноделия в Магараче, а после того, как Российская империя начала уделять особое внимание этой части полуострова, появились другие учебные заведения. Только в Ялте действовало 6 школ, их посещали 307 учеников. И это при том, что в городе было 4356 жителей. Ялтинский уезд лидировал по количеству детей, охваченных образованием. Если в степном Крыму этот показатель не превышал 25%, в прибрежной зоне юга полуострова он доходил до 39%.

Учителя, которые работали в школах Южнобережья, получали неплохое жалование – 350-412 рублей. Кроме того, от государства им выделялись дома, дрова, земельные участки.

При школах открывались библиотеки. Сохранилась статистика, из которой видно, что чаще всего на Южном берегу Крыма читали историю, географию, религиоведение. Книги естественноисторического жанра были менее популярны. Юридическая литература практически не изучалась. За художественными произведениями в библиотеку также ходили редко.

В 1876 г. появились ялтинские женская и мужская прогимназии, которые с 1898 г. назывались гимназиями. В городе существовал детский приют, при нем была воскресная школа. В 1989 г. ее переименовали в училище. В начале XX в. в Ялте открылись Гоголевское, Пушкинское и Кирилло-Мефодиевское училища, церковно-приходская школа собора Александра Невского; работали земское народное училище, греческая приходская школа и другие.

В других населенных пунктах Южного берега Крыма также не было проблем с образованием. Начальные школы открывались почти в каждом селении. В Аутке, Алупке, Гаспре, Симеизе существовали земские училища. Действовали кореизское, никитинское, байдарское, аутское и алупкинское церковно-приходские учебные заведения.

В те времена на Южном берегу Крыма существовало много культурно-общественных учреждений, которые занимались благотворительностью. Также работали приюты, ночлежки для детей и взрослых, которые нуждались в помощи, комитеты попечительства.

Основным культурным центром Южнобережья была Ялта. С 1892 г. там работает Историко-литературный музей. Пока в Ялте не было театра, артисты выступали на сцене городского сада. В 1883 г. в городе наконец-то возвели театр, но он сгорел и с 1902 г. культурные мероприятия проходили во Временном театре. Кроме того, в Ялте были популярны «Спендиаровские вечера» в доме на Екатерининской, мероприятия в Русском музыкальном обществе. В 1908 г. построили новый театр им. А.П. Чехова.

Сегодня на Южном берегу Крыма действует масса интересных заведений, среди них множество музеев, которые были открыты в XX в. и раньше: «Театр вина и Крыма», Дом-музей Чехова, Музей восковых фигур, парк-музей «Поляна сказок», Музей Ялтинского морского торгового порта в Ялте; Музей-квартира Архипа Куинджи, Художественный музей Басова в Алупке, Музей С.Н. Сергеева-Ценского, Краеведческий музей в Алуште и другие.

 

Известные личности в истории Южного берега Крыма

Южный берег Крыма – место, к которому веками стремились творческие люди: поэты, прозаики, художники, певцы, режиссеры… Его архитектурные шедевры, море, горы, пляжи вдохновляли, позволяли отдохнуть и оздоровиться.

В Ялте почти пять лет жил А. П. Чехов, его дом-музей можно посетить в наши дни. В гостинице «Россия» («Таврида») крымская муза приходила к Н. Некрасову, И. Бунину, В. Маяковскому, М. Булгакову. В 1901–1092 гг. в Гаспру приезжал Л. Толстой. Известно, что там он виделся с М. Горьким. В этом поселке еще юнцом отдыхал В. Набоков.

В Мухалатке часто проводил время Ю. Семенов. Там он и умер в 1993 г. Тропа Шайтан-Мердвен надолго осталась в воспоминаниях А. Пушкина, А. Грибоедова, В. Жуковского, И. Бунина, Н. Гарин-Михайловского, Леси Украинки, А. Толстого, В. Брюсова и других известных личностей.

Гурзуф также пользовался вниманием богемы. Там останавливались А. Мицкевич, Л. Украинка, Ф. Шаляпин, А. Чехов, М. Горький, В. Маяковский. А еще в этом поселке отдыхали А. Куприн и И. Бунин, К. Коровин и молодой А. Пушкин, который останавливался в Гурзуфе в 1820 г.

В Алуште прошла чуть ли не вся сознательная жизнь С. Н. Сергеева-Ценского. Четыре года там обитал писатель И. С. Шмелев. Судак в свое время ненадолго приютил М. Волошина, сестер Цветаевых, В. Иванова, Н. Бердяева.

Прошлое Южного берега Крыма – это непрерывная борьба разных народов, которые пытались установить свою власть на побережье. Сравнительно спокойные времена здесь сменялись тревожными и кровавыми периодами, но каждый виток истории приносил что-то новое, неизведанное. Культура Южного берега Крыма – это симбиоз разных форм мировоззрения и жизнедеятельности, это лучшее из того, что веками приходило на полуостров. При этом трудно преувеличить роль Российской империи в развитии сельского хозяйства, образования и культуры этой части Крыма. По сути, благодаря имперским властям юг полуострова стал тем, чем он есть на сегодняшний день: популярной курортной зоной с развитой инфраструктурой, непревзойденными памятниками архитектуры и санаториями.

 INLIGHT

Адрес:
298179 республика Крым, г. Феодосия, п. Береговое, ул. Курская, 28, пансионат «Семёнов».
Форма обратной связи