администратор   Ирина Фёдоровна

Гордость крымских армян. Монастырь Сурб-Хач

опубликовано: февраль 2016

В нескольких километрах от южных окраин Старого Крыма находится гора Грыця (665 метров, ещё её называет Монастырская или Святая). На склонах этой горы и расположился армянский монастырь Сурб-Хач, наверное, самый известный религиозный объект армянской церкви, наряду с церковью Святой Рипсиме в Ялте, на Крымском полуострове. Название монастыря на русский язык можно перевести как «Святой Крест». Памятник архитектуры с 1963 года. Религиозный памятник армянского народа вот уже восемь веков. 

 

Крымские армяне и монастырь Сурб-Хач

Появление армян во внутренней части Крымского полуострова связано с религиозной доктриной генуэзских властей, стремившихся подвести под один символ веры – в данном случае католический – всё  разношерстное население своих крымских колоний. И действительно, под генуэзским флагом в портовых городах торговали евреи, греки, татары, итальянцы и армяне – всё предприимчивые национальности, знающие своё дело и умеющие торговать. 

Наплыв армян в Крым в XII-XIII веках был связан с массовой эмиграцией этого народа с родины, которая подвергалась бесчисленным вторжениям кочевых орд, то сельджуков, то монголов, то Тохтамыша, то Тамерлана, соперничающих между собой персидских и османских военачальников. Армения в средние века была ареной борьбы крупных восточных деспотических образований, сменявших друг друга в мелькании десятилетий. Жить, не говоря уже о том, чтобы процветать, на родине армянам было нелегко. 

В Крыму армяне основали свою крепкую общину, которая под давлением генуэзских властей медленно переместилась в XIV-XV веках ближе к просторам Внутренней гряды Крымских гор. Однако и в сложившихся условиях армяне сохраняли сильные позиции в цветущей Кафе (сегодня Феодосия)

До сих пор в районе Тополевки можно увидеть две армянских церкви этого периода: Сурб-Саргиз и Сурб-Урбат. В районе села Богатое находятся развалины Сурб-Егия. В отличие от этих святых для армян мест Крыма, Сурб-Хач, несмотря на те разрушения, которые принесли войны и время, был восстановлен.

 

История монастыря Сурб-Хач

Основание монастыря Сурб-Хач можно отнести к XIV веку нашей эры, ко времени, когда крымская община армян ещё обладала значительным влиянием и средствами на воздвижение объектов подобного масштаба. Со временем Сурб-Хач становится центром епархии, религиозная власть которой распространялась на весь Крымский полуостров и северное Причерноморье. Переоценить важность этого религиозного центра для армян сложно. Но с приходом русских войск в Крым рушится привычный уклад жизни всех слоёв населения полуострова. Высшее духовенство переселяется в армянский анклав на Кавказе – Нахичевань. Престол епарха также покинул Сурб-Хач, но, несмотря на потерю центрального положения, Сурб-Хач остаётся важным центром культурной и духовной жизни армян. Кроме того, обитель владела большими земельными наделами. 

По легенде, монах Ованес Себастаци увидел на месте будущего расположения монастыря, точнее, главного его соборного храма, огненный крест (отсюда и название Сурб-Хач – «Святой Крест»). Таким образом, Себастаци стал духовным основателем монастыря. Храм Сурб-Ншан при монастыре был построен в середине XIV века, в конце XVII – в XVIII веках достроены трапезная, келейная для братии, весь комплекс активно перестраивается. Видимо, армяне нашли общий язык с верховной властью Крымского ханства – Сурб-Хач процветает.

Старый Крым, 1903
Так выглядел монастырь Сурб-Хач в 1903 году. Полотно К.Ф. Богаевского

Пауза, связанная с переездом престола в Нахичевань не сказалась негативным образом на монастыре. Жаль, что такого нельзя сказать про революцию 1917 года. Благодаря тому, что Крым долго оставался в руках белой армии, монастырь по инерции продолжал существование.

После революции монастырь Сурб-Хач доживал последние свои годы в качестве действующей обители. За террором последовал голод, потом – многочисленные  изъятия и, наконец, закрытие монастыря в 1925 году. Разорениями и разрушениями не обошлось, случались убийства членов братии. В окрестностях монастыря, там, где по рассказам нашли тело убитого новой властью монаха, украшают в память о невинной жертве дерево. 

До Второй мировой войны в стенах Сурб-Хач находился пионерский лагерь и туберкулёзный санаторий. Война принесла новые разрушения, но и после боевых действий время продолжало методично уничтожать уникальный культурно-архитектурный ансамбль. Никто не занимался ни в малейшей степени сохранением монастыря, пусть не в религиозном рвении, но в целях сохранить редкой красоты архитектурный комплекс. Даже несмотря на то, что Сурб-Хач стал памятником архитектуры с 1963 года, а с 1979 – охраняемым государством  объектом, внимание крымских властей не обращалось в сторону памятника культуры, который неумолимо разрушался временем и людьми.  

И только в восьмидесятые годы прошлого столетия заговорили о реставрации монастыря Сурб-Хач – и в этих местах пронесся ветер перемен; заговорили и о духовности. После приобретения независимости Армения заинтересовалась своим культурным достоянием на Крымском полуострове. Сюда были отправлены специалисты, которые должны были оценить масштабы реставрационных работ. На протяжении девяностых годов комплекс активно перестраивался и обновлялся. В 1994 году в главном храме монастыря Сурб-Ншан начались постоянные богослужения, эпизодически проводившиеся с предшествующего года. С 2002 года весь архитектурный комплекс монастыря Сурб-Хач перешел в лоно Армянской Апостольской Церкви.

 

Монастырь Сурб-Хач и его архитектура в наше время

Раньше монастырь вполне напоминал крепость. Высокие крепкие стены окружали Сурб-Хач, внутри кольца стен преобладали мощные каменные постройки, столь привычные для человека средневековья. После реконструкции дух времени ожил в стенах старейшего армянского монастыря. Монастырь выглядит сурово и располагает к духовным упражнениям.

В комплекс построек входит старейшее здание монастыря Сурб-Хач – главная церковь комплекса Сурб-Ншан (церковь Знамения). Это старейшее  сооружение монастыря. По надписи, сделанной в 1358 году на куполе церкви можно утверждать, что как минимум серединой  XIV века можно датировать постройку этой церкви, ведь надпись на барабане, держащем купол храма, датирована 1358 годом. На тот момент это было единственное здание монастыря. 

К главному храму примыкает большой прямоугольный притвор (по-армянски «гавит»), который весьма отличается от притворов православных храмов – сложно с первого взгляда определить его предназначение. Гавит был пристроен к Сурб-Ншану несколько позже – в 1401 году. Он как будто поглотил первоначальный, украшенный резьбой портал с семью ступенями, служивший парадным входом в храм. В притвор ведут два входа, снабженных каменными лестницами – с южной и западной сторон. В стены гавита вмурованы хачкары, изображения крестов на камнях. Внутри притвора на втором ярусе была оборудована колокольня, к которой ведет каменная лестница.  Форма колокольни непривычна для православной архитектуры – прямоугольная с крышей в один скат. Увенчана церковь пирамидальной формы куполом с крестом на вершине. Это самая высокая точка монастыря Сурб-Хач.

Церковь Сурб-Ншан обращена на восток центральной апсидой, которая скрыта в толще восточной стены. В другую сторону – на запад – обращена  трапезная, построенная в XVII веке. На месте трапезной раньше, как полагают исследователи, существовали более ранние постройки. Красивые арочные потолки вполне соответствуют вкусам готической архитектуры. Трапезная имела второй этаж, не используемый как кухня или столовая, предназначавшийся, видимо, для гостей, и подвальный этаж. В северной части трапезной находится печь. Там же имеется надпись, сделанная поваром и датированная 1762 годом. К южной стене трапезной монастыря Сурб-Хач примыкает привратницкая. Между этим помещением и зданием келий расположен вход в монастырь с двумя дверными порталами. Над входом надпись, датированная 1684 годом. 

В конце XVII века перпендикулярно трапезной была построена двухэтажная келейная часть монахов. Восточным своим крылом она упиралась в южный фасад гавита, западным – в трапезную. Таким образом, образовался внутренний дворик монастыря. Кельи второго этажа имели выход на открытую галерею, которая не сохранилась, но сохранились камни, служившие основанием деревянных подпорок галереи, которая выходила во внутренний дворик. По кельям первого этажа можно сложить представление о них – совсем маленькие комнатки, снабженные камином и дымоходом. К югу от келий расположена монастырская гостиница, построенная для приёма увеличившегося потока паломников в XIX веке. В войну она была полностью разрушена, но воссоздана в конце прошлого века во время реконструкции.

 

Фонтаны монастыря Сурб-Хач

В своё время монастырь Сурб-Хач полностью был окружен садами, где трудилась братия. Ныне, на юго-западе от монастырского комплекса тоже можно увидеть сад, главным украшением которого являются два красивых старых фонтана. Они, как и сад, расположены на понижающихся от трапезной террасах, по которым проходит лестница. Фонтаны представляют собой укрытые в камень прямоугольные каптажи, фасад которых украшен архитектурными деталями. Вода собирается в скрытых позади фонтанов цистернах, к которым в свою очередь ведут керамические трубы из источников, расположенных в горах.

Верхний фонтан был построен на рубеже XVIII и XIX веков в типичном армянском стиле. В семидесятых годах прошлого столетия с фонтана пропала навсегда мраморная  плита, украшенная изображением ангелов, несущих ритуальный сосуд и крест. Второй фонтан находится ниже. Он также богато украшен и окаймлён сверху аркой. В центре композиции можно увидеть армянский крест.

 

Как добраться до монастыря Сурб-Хач

Добираться до монастыря Сурб-Хач естественнее всего из Старого Крыма, причём пешая прогулка по красивым местам не будет ни долгой, ни утомительной (около трёх с половиной километров с небольшим повышением местности). Но если вы всё же хотите приехать туда на своём транспорте, то, в случае движения от Симферополя, нужно, не доезжая до Старого Крыма, повернуть на указателе «Сурб-Хач 3 км». Асфальтированная дорога выведет вас через лес к монастырю, где можно найти автостоянку, после чего приступить к осмотру достопримечательностей этого красивого, непривычного глазу православных, монастыря. При движении из Феодосии, нужно насквозь проехать Старый Крым по шоссе Феодосия-Симферополь, и повернуть на описанном выше повороте налево. 

Сурб-Хач открыт для посещения, в его стенах, да и за их пределами царит тишина спокойной лесной обители, красивейшего места, чувствуется связь времен и единение национальных  культур. После посещения этого монастыря рекомендуем заехать в Тополевку и осмотреть разрушенные временем армянские церкви Сурб-Саргиз и Сурб-Урбат, а также в посёлке Учёное посетить знаменитый Топловский женский монастырь святой Параскевы.

olegman37

Адрес:
298179 республика Крым, г. Феодосия, п. Береговое, ул. Курская, 28, пансионат «Семёнов».
Форма обратной связи