администратор   Ирина Фёдоровна

Айвазовский и Ялта

опубликовано: июнь 2015

Жемчужина Крыма, Ялта, не раз вдохновляла Ивана Константиновича Айвазовского на создание романтических пейзажей. Виды полюбившегося ему города художник писал на протяжении всей жизни. В своих работах он запечатлевал не просто внешнюю красоту природы, но и ее удивительную изменчивость, зависящую от времени дня, освещения, погоды.

В 1837 году, в сентябре, по решению Совета Академии художеств начинающий живописец перед поездкой за границу был на два лета направлен в Крым. На полуостров он приезжает весной 1838 года. Вновь оказавшись на черноморских берегах, Айвазовский много и с увлечением работает, изучая природу, с натуры рисуя виды Ялты, Севастополя, Феодосии, Гурзуфа, Керчи. Именно на пленэре на южном берегу Крыма Айвазовский осознает, насколько величественны и грандиозны эти стихии – воздух и вода, небо и море. Полученные впечатления найдут яркое воплощение в последующих произведениях художника.

Будущий город зарождался в нижней части Поликуровского холма, у мыса Св. Иоанна (Кильсе-Бурун). К середине 30-х годов 19-го века Ялта была небольшим селением, но уже имела здания из нескольких этажей, таможню, госпиталь, мол, деревянную набережную и пристань. Она стала центром Южнобережья, благодаря удобной бухте, наличию достаточного количества пресной воды и характеру местности. Ялта, окруженная на суше Крымскими горами, обосновалась в долинах рек Дерекойка и Учан-Су. Спускающиеся к морю горные склоны образовали широкую бухту, ограниченную с востока мысами Монтодор, Никитин и Мартьян, а с юго-запада Ай-Тодорским мысом.     

И.К. Айвазовский. Ялта. 1838. Холст, масло. 47 x 67 см  

И.К. Айвазовский. Вечер в Крыму. Ялта. 1848. Холст, масло. 126 х 196 см 

И.К. Айвазовский. Море. Этюд. Холст, масло

И.К. Айвазовский. Морской пейзаж. Холст, масло. 19 х 24 см 

Расцвет творчества Айвазовского приходится на его зрелые годы. Дарование художника в 60-е годы 19-го века раскрывается в полной мере. Пейзажи, написанные им под впечатлением от крымского побережья, наполнены восторгом от красоты окружающего его мира. В эти годы Айвазовский много времени уделяет изучению природного освещения. Живописец необычайно правдиво изображает восходы и закаты. Им создано немало работ, главная роль в которых принадлежит солнечному или лунному свету.

И.К. Айвазовский. Крым. 1852. Холст, масло. 58 х 89 см  

И.К. Айвазовский. Вид в Ореанде. 1858

И.К. Айвазовский. Лунная ночь. Крым. 1859

И.К. Айвазовский. Восход над Ялтой. 1861. Холст, масло. 67 х 89 см 

И.К. Айвазовский. Лунная ночь. Окрестности Ялты. 1863. Картон, масло. 20,2 х 28 см

И.К. Айвазовский. Восход солнца у берегов Ялты. 1864. Холст, масло. 58 х 77 см  

К середине 60-х годов 19-го века, после приобретения Ливадии императором, приморский город постепенно расстраивается и превращается в модный курорт. Представители русской аристократии строили здесь дворцы и роскошные дачи, увитые зеленью. Многие стремились оказаться в Крыму в то же время, когда туда приезжал царь со своей семьей. Началось строительство рассчитанных на состоятельную публику гостиниц и дач. 

В 1866 году под руководством архитектора И. А. Монигетти, находящегося на службе в Министерстве Императорского Двора, завершается застройка Ливадийского имения. Активное участие в оформлении Большого дворца принимает и сам Айвазовский, фресками и картинами которого украшаются его залы.     

И.К. Айвазовский. Крымский берег. Дерево, картон, масло. 6,5 х 10,5 см   

И.К. Айвазовский. У берегов Ялты. 1864. Холст, масло. 62 х 80 см   

И.К. Айвазовский. Крым. Рассвет. 1865. Дерево, масло. 24,5 х 30,5 см     

И.К. Айвазовский. Окрестности Ялты ночью. 1866. Дерево, масло. 40 x 48 см 

И.К. Айвазовский. Ялта. Горы ночью. Холст, масло

И.К. Айвазовский. По дороге в Ялту. 1860-е. Холст на картоне, масло. 19,8 х 27,7 см

И.К. Айвазовский. Приморский город. Вид Ялты. 1866. Холст, масло. 61,5 х 78 см

И.К. Айвазовский. Ялта. 1866. Холст, масло. 29,4 х 38,7 см

Яркая цветовая гамма в полотнах художника с годами сменяется склонностью к тональному единству. В 70-80-е годы Айвазовский пишет ряд сдержанных по цвету картин, в которых для более естественной передачи  морского простора и движения воздуха использует тончайшие светотеневые градации. Художник с годами обретает особую чувствительность, которой, быть может, недоставало ему в ранние и зрелые годы. Живописные образы обрели глубину, композиционные и цветовые решения стали более цельными. Повышенная яркость цвета сменяется более мягким и спокойным соотношением красок. Для изображения морских пейзажей художник выбирает теперь сочетания голубых и светло-зеленых оттенков. Этот период в творчестве живописца часто называют «голубыми маринами». 

И.К. Айвазовский. Морской вид,  1867

И.К. Айвазовский. Вид Ялты. 1870. Доска, масло. 34,3 х 29,3 см

И.К. Айвазовский. Вид Крыма. 1871. Бумага, акварель. 6,5 х 10 см  

И.К. Айвазовский. Ялта. 1878. Холст, масло

И.К. Айвазовский. Восход солнца у берегов Ялты. 1878. Холст, масло. 57 x 95,5 см

И.К. Айвазовский. Утро в Ялте. Холст, масло. 1880. 32 х 43,6 см

И.К. Айвазовский. Ялтинская бухта. 1880-е. Холст, масло. 45 х 73 см 

В конце 70-х годов в Ялте поселяется старшая дочь художника, Елена, вышедшая замуж за доктора П.С. Латри. Через некоторое время живописец начинает возводить в городе дом для ее семьи, в котором устраивает и большую мастерскую, в которой потом с удовольствием работает.  

И.К. Айвазовский. Берег Ялты. 1885. Холст, масло

И.К. Айвазовский. Штиль. 1885

И.К. Айвазовский. Крымский берег. 1886. Холст, масло

И.К. Айвазовский. Лагуна. Этюд . 1891

И.К. Айвазовский. У берегов Ялты. 1894. Холст, масло. 34,5 х 58,3 см  

На протяжении всей своей творческой жизни Айвазовский стремился передать величие моря и неба – двух мощных стихий, волновавших его безмерно. Раз за разом он возвращается к этим мотивам, проявляя все большее мастерство, стремясь к совершенству.  

И.К. Айвазовский. Вечер в Крыму.1895. Холст на доске, масло. 36,5 х 59 см  

И.К. Айвазовский. Ялта. 1899. Холст, масло. 58 х 94 см  

Айвазовский постоянно возвращался к ялтинской теме. Ялту он видел и крохотным приморским городком, и уже сложившимся курортом европейского типа. Художник отмечал неповторимую красоту этих мест, тонко передавая богатство и разнообразие состояний крымской природы.

irmasirin

Крым на холстах Айвазовского 

Адрес:
298179 республика Крым, г. Феодосия, п. Береговое, ул. Курская, 28, пансионат «Семёнов».
Форма обратной связи