администратор   Ирина Фёдоровна

А. П. Боголюбов. Биография. Крым

опубликовано: апрель 2018

 

Общественный деятель, профессор живописи, маринист Алексей Петрович Боголюбов наиболее известен как автор ряда батальных картин, посвященных славной истории морского флота России. Не менее значима и его роль пейзажиста, создавшего множество работ с видами тех стран, в которых он побывал. А повидать ему довелось немало: среди многих городов, которые писал художник, были Петербург и Москва, Казань и Нижний Новгород, Венеция и Сорренто, Амстердам и Антверпен, Баку и Константинополь, путешествовал он и по Крыму, и по Дону и Волге.

А. П. Боголюбов родился в российском селе Померанье (Новгородская губерния) 16 (28) марта 1824 года. Он стал вторым ребенком в семье полковника, участника Отечественной войны 1812 года Петра Гавриловича Боголюбова. По матери, Фекле Александровне, урожденной Радищевой, выпускнице Смольного института, художник является внуком известного писателя, революционера-демократа А. Н. Радищева.

В шестилетнем возрасте Алексей лишился отца. Вместе со старшим братом он как сирота ветерана войны получил право на поступление в Пажеский корпус. В 1832 году мальчик был определен в морскую роту Александровского Царскосельского корпуса, а затем - в Морской кадетский корпус.

Казалось бы, будущее юного кадета было предопределено. Но с детских лет А. П. Боголюбова отличала не только тяга к морю, но и страсть к рисованию. Он рисовал везде и всюду и даже как-то пострадал из-за своего увлечения и склонности к проказам. Искусная карикатура на начальство едва не стала причиной исключения молодого человека из учебного заведения. Однако способного студента все же простили, взяв с него обещание не рисовать карикатур до того момента, пока он не получит офицерского чина.

В начале 1841 года Алексей Петрович завершает обучение в звании мичмана, еще через пять лет он становится лейтенантом. Службу на Балтийском флоте, во время которой Боголюбов сменяет несколько кораблей (в том числе бриг «Усердие», на который его назначают для выполнения зарисовок побережья Финского залива), он совмещает с занятиями живописью.

Поворотными в судьбе А. П. Боголюбова стали 1849-1850 годы. В 1849 году пароход-фрегат «Камчатка», на котором к тому времени служил молодой офицер, был выбран герцогом Максимилианом Лейхтенбергским, президентом Академии художеств, для путешествия на остров Мадейру. Рисунки лейтенанта Боголюбова понравились герцогу, и он поручил ему рисовать все, что будет замечательного в пути. Герцог часто беседовал с молодым человеком, всячески поддерживая в нем тягу к искусству. Тогда же на Мадейре «моряк-художник» встретился с Карлом Брюлловым, благословившим и вдохновившим его на дальнейшее творчество. Алексей Петрович вернулся в Петербург и осенью того же года начал посещать рисовальные классы при Академии художеств.

Следующей весной «Камчатка» отправилась за герцогом Лейхтенбергским в Лиссабон. Боголюбов вновь встретился с герцогом, тот напомнил Алексею Петровичу, что ждет от него альбом вояжа и порекомендовал более основательно заняться живописью и стать морским художником, «знатоком корабля», отметив, что таких специалистов в России не хватает. Боголюбов вспоминал позже, что с этой «великой минуты» его судьба была решена, и он решил идти по новому пути.

Во время плавания А. П. Боголюбов побывал в портах Норвегии, Дании, Голландии, Англии, съездил в Лондон. Он посетил ряд музеев, в которых познакомился со множеством старых и новых произведений европейских художников. Навсегда запали ему в душу морские пейзажи Тернера с их «гармонией красок» и «кипучим блеском», а позже особенно поразили колоритные марины Андрея Ахенбаха.

По ходатайству герцога и разрешению Николая I в 1850 году А. П. Боголюбов без отрыва от морской службы приступил к обучению в Академии художеств. Его преподавателями стали пейзажист М. Воробьев и баталист В. Виллевальде. Боголюбов был прилежным учеником, но больше всего тогда на его работы повлияло творчество И. К. Айвазовского, с которым молодой художник познакомился чуть раньше. Сам Алексей Петрович вспоминал, что, увидев в первый раз «такой блеск красок на холсте», был ослеплен настолько, что «даже забыл Тернера». Некоторое время он даже подражал известному маринисту, о чем, впрочем, позже сожалел.

Уже в годы учебы картины живописца были отмечены Малой золотой медалью. А в 1853 году он представляет виды Ревеля и Санкт-Петербурга и выходит из Академии с Большой золотой медалью и аттестатом 1-й степени на звание классного художника. Кроме того, Боголюбов получает право заграничной командировки. Он оставляет флотскую службу и, как ранее Айвазовский, становится художником Главного морского штаба.

В последующие годы живописец в качестве пенсионера Академии художеств много путешествует по миру – посещает  Германию, Францию, Италию, Швейцарию, работает в Дюссельдорфе, Париже, Венеции, Женеве, делает зарисовки на Дунае, в Константинополе и Синопе, пишет на пленэре, учится у известных мастеров (в т. ч. у Эжена Изабе, Андрея Ахенбаха, Коро). В 1858 году за свои картины Боголюбов получает звание академика, а чуть позже, в 1861 году, ему присваивают звание профессора живописи.

Выставка в Академии, которую художник устроил по возвращении из-за границы, показала, что в России появился большой мастер, соединивший в своем творчестве традиции русской академической школы и европейскую технику, реализм и лирическое отношение к природе.

А. П. Боголюбов не мог не откликнуться на военные события середины XIX века. Он выпустил «Альбом подвигов Черноморского флота в 1853 и в 1854 гг» и по поручению Николая I выполнил серию живописных картин, посвященных истории Крымской войны. Позже художник выступил в роли историографа, по заданию Главного морского штаба создав масштабную серию из работ, отразивших победные сражения Российского морского флота в XVIII-XIX веках. Картины из истории флота времен Петра Великого, балтийские баталии, черноморские и дунайские подвиги турецкой войны составили обширную живописную галерею, одновременно целостную и разнообразную.

В 1861-1865 годы Алексей Петрович преподает как «свободный профессор без жалования» в Императорской Академии художеств. По его инициативе в 1868 году в Академии создается обновленный пейзажный класс. Еще через три года живописец становится членом Совета Императорской Академии художеств, но потом выходит из его состава, признав деятельность Академии консервативной, и позже добивается ее реорганизации и обновления ее руководства. В эти же годы А. П. Боголюбов сближается с передвижниками и принимает участие в выставках Товарищества.

В 1860-е годы художник много ездит по России. Он впечатлен ширью и мощью Волги «с её разнообразием от Твери до Астрахани», восхищен красотами и величием Крыма. В этот период появляется множество работ живописца, посвященных родной природе. Он работает также над путеводителем по Волжскому речному пути, атласами берегов Каспийского моря и Финского залива.

В то время как в изображении батальных сцен Боголюбов продолжал придерживаться строгой академической школы, его живописные пейзажи год от года становились все более пленэрными, свободными и раскрепощенными.

Значимая часть творчества А. П. Боголюбова связана с Крымским полуостровом, где в 1860-е годы мастер успел побывать дважды. В 1863 году он сопровождал в путешествии по России, Волге, Дону и Крыму, Цесаревича Великого Князя Николая Александровича, старшего сына Александра II. В следующий раз – в  1869 году – посетил  полуостров, будучи приглашенным в свиту Цесаревича Великого Князя Александра Александровича (будущего императора Александра III), Цесаревны Марии Федоровны и Великого Князя Алексея Александровича.

Еще во время первого «царского» путешествия Боголюбов выполнил большое количество рисунков и этюдов, имеющих не только художественную, но и документальную ценность. В путевой альбом рисунков вошли и виды Крыма. По признанию немало повидавшего художника, крымские пейзажи были совершенно своеобразными и не шли в сравнение с прочими.

В «Записках моряка-художника» сам Боголюбов позже вспоминал, что путешествие по Крыму в 1863 году началось с Керчи, города, который показался ему «грязен, беден и тосклив», но был «интересен по своей истории и раскопкам, по Митридатову пику». Упоминал он не только о керченских раскопках, но и о музее, ограбленном англичанами. После вместе с Цесаревичем художник отправился в живописную Ливадию, царское поместье, только что отстроенное архитектором И. А. Монигетти среди «дивной природы».

Поскольку кавалерские флигеля в Ливадии еще не были готовы, вместе со свитой живописец остановился в соседнем имении Ореанда. Боголюбов был восхищен роскошным дворцом, построенным архитектором Штакеншнейдером в стиле итальянской виллы, со всех балконов и террас которой открывался вид на море. Крымский пейзаж с Ореандским дворцом, беседкой-ротондой и крестом, установленным в 1837 году на вершине отвесной скалы Урьянды (позже Крестовой) императрицей Александрой Федоровной, художник запечатлел на рисунке «Вид на Ореанду и Крестовую скалу».

Тщательно зарисовывал Боголюбов и Воронцовский дворец в Алупке, отметив, что он напоминал ему не столько барский загородный дом, сколько аббатство. Результатом экскурсий по морскому побережью, во время которых художник посетил не только Алупку, но и Массандру, и Алушту, и другие «прелестные местечки», стали разнообразные зарисовки, выполненные им для альбома путешествий. Но больше всего «по пейзажу и положению» живописцу понравился Гурзуф. Там, любуясь при лунном свете величавым Аю-Дагом, он невольно вспоминал скалистые берега острова Капри.

Отметил Боголюбов «обаяние Востока» Бахчисарая, упомянул о высеченном в скалах Введенском монастыре, о том, что побывал в Иософетовой (Иосафатовой) долине и у караимов в Чуфут-Кале. Вспомнил и о том, как, возвращаясь в Ливадию, проезжал «скучным путем» от Севастополя до Байдарских ворот и как потом с вершины крутого берега любовался открывшимся вдруг «необъятным горизонтом тёмно-синего Чёрного моря», упиравшегося в чудесную растительность «побережья, полного долин, скал и белых мазанок, разбросанных на необъятном пространстве», и рассматривал розоватую вершину Ай-Петри, тонущую в рощах пинусов, и берег за нею, теряющийся в фиолетовой мгле. Успел Боголюбов зарисовать и окрестности Балаклавы.

По признанию живописца, крымский берег от Байдарских ворот до Алушты, пространством всего в 100 верст, был «по своему величию куда выше» французских и итальянских. Художник отмечал и великое влияние Крыма на Цесаревича Николая Александровича. Южные пейзажи нравились Наследнику, он мог подолгу любоваться видами Аю-Дага и бушующими черноморскими волнами, разбивающимися о груды камней.

В Крыму Алексей Петрович жил до октября, а затем, простившись с Ливадией, через Симферополь отправился в Москву.

В 1869 году во время очередной поездки по России в составе царской свиты А. П. Боголюбов снова побывал в Крыму. Крымская часть путешествия вновь началось с Керчи, где Их Высочества с сопровождающими осмотрели раскопки курганов, коллекцию древностей и городские укрепления, а затем на морском пароходе отправились в Ялту. Царский дворец, как вспоминал художник, был только что отстроен, старое здание разобрано, появились новые павильоны, один из которых был отделан в татарском стиле для самого Цесаревича.

В Крыму Боголюбов снова встретился с Айвазовским, но к тому времени между художниками уже не было прежних дружеских отношений. Несмотря на общее направление творчества, Боголюбов отрицал схожесть их работ. Себя он считал «натуралистом», не мыслящим работу над картинами без предварительных этюдов, а Айвазовского – хоть и безусловно талантливым, но манерным «идеалистом», писавшим слишком быстро и нередко обходящимся лишь впечатлением.

Боголюбов вспоминал, что в Ливадию часто приезжали гости из соседних дач – Алупки и Ореанды. Царская фамилия также совершала окрестные прогулки по побережью. На обратном пути, отправляясь из Ливадии в Одессу, Их Высочества посетили Севастополь и Херсонес и встретились с моряками, среди которых были и герои Севастопольской обороны.

По возвращении из поездок по России художник продолжал работать над пейзажами. Известно, что альбом путешествия 1863 года Боголюбов завершил в марте 1864-го, тогда же он и представил его Цесаревичу. Кроме того, художник передал Его величеству и этюды маслом. Всего было представлено 25 живописных и 250 графических произведений. В своих «Записках» живописец позже указал, что эта капитальная работа нигде не выставлялась и ее почти никто не видел. Нарядно оформленный альбом рисунков А. П. Боголюбова «Путешествие по России» Наследников Николая Александровича и Александра Александровича, помещенный в футляр из красного дерева, украшенный бронзовыми позолоченными накладками, впоследствии был передан в Павловский дворец-музей.

Выполненные в разное время и посвященные Крыму картины и рисунки Боголюбова ценны не только своей исторической точностью, по ним можно судить и о возросшем мастерстве художника. Со временем работы живописца освобождаются от патетики романтизма в духе Айвазовского, влияние которого он испытывал и которому подражал в своем раннем творчестве. Теперь Боголюбов больше стремится к реалистической передаче действительности. В крымских пейзажах, особенно в этюдах, хорошо прослеживается эта тенденция.

На нескольких живописных видах художник изображает окрестности Ай-Петри и вздымающуюся горную вершину, подпирающую синее небо.

- Крым. Вид на Ай-Петри
- Ай-Петри. 1863

Ряд графических работ А. П. Боголюбов посвятил Алупке, которую он называл «капризом англомана кн. Воронцова», и Симеизу.

- Татарская деревня Симеиз. 1863
- Вид на Алупку с дворцом князя М. С. Воронцова со стороны Симеиза. 1863
- У подножия Ай-Петри в Алупке. 1863
- Южный фасад дворца генерал-губернатора Новороссийского края князя М. С. Воронцова (1782-1856) в Алупке. 1863

Одна из живописных картин мастера изображает крымское побережье и вид на море с мыса Ай-Тодор.

- Отара на берегу моря. Ай-Тодор. 1870

Ореандский дворец, возведенный среди отвесных скал и пышной растительности, не мог не попасть в альбом художника.

- Вид на Ореанду и Крестовую скалу
- Вид Ореанды

Дворец, построенный в царской Ливадии, и окрестности императорского имения можно увидеть на нескольких картинах Боголюбова.

- Вид на Большой Дворец. Ливадия
- Ливадийский дворец. Холст, масло
- Церковь в Ливадии
- Дорога от Гаспры до Алушты

На одной из картин художник изображает дорогу, ведущую из Ливадии в Ялту, Ялтинский залив и сам город, белеющий вдали у подножия Поликуровского холма и Крымских гор.

- Вид Ялты из Ливадии

Не раз писал Боголюбов и полюбившиеся ему скалистые берега Гурзуфа. Живописное побережье напоминало художнику об острове Капри.

- Прибрежный пейзаж
- Гурзуф и Аю-Даг (Селение Гурзуф близ горы Аю-Даг). 1867
- Морской пейзаж

Расположившийся восточнее Аю-Дага Биюк-Ламбат также запечатлен на одном из южнобережных пейзажей.

- Беюк-Ламбат. Крым. 1863

Алушту и живописнейшие горные пейзажи в ее окрестностях художник представил на нескольких графических работах.

- Алушта
- Чатырдаг и горы Демерджи (со скалой Екатерины Великой) в окрестностях Алушты. 1863

Юго-западное побережье Крыма также запечатлено на картинах А. П. Боголюбова. Художник изобразил окрестности Балаклавы с остатками древней крепости и Балаклавский Свято-Георгиевский монастырь.

- Балаклавская бухта с видом Балаклавы и развалин генуэзской крепости Чембало. 1863
- Свято-Георгиевский монастырь близ Балаклавы. 1863

Несколько работ А. П. Боголюбова посвящены Севастополю. Примечательно, что одна из них относится к ранним работам начинающего живописца, а другая написана уже зрелым художником много позже. Тем интереснее наблюдать, как менялась живописная манера мастера.

- Севастополь. 1846
- Севастополь. Спуск корабля. 1886

Не оставило художника равнодушным и крушение царской яхты, произошедшее у Тарханкутского маяка в 1878 году на пути из Севастополя в Одессу.

- Последние минуты императорской яхты «Ливадия». 1878

По-своему замечательны и другие работы Боголюбова, посвященные Крыму.

- Высадка союзников в Крыму
- Крымское побережье
- Крым. Рисунок
- Морской берег в Крыму. 1863
- Лесной пейзаж. Крым. 1881

 

По совету врачей в 1870-е годы А. П. Боголюбов, испытывавший проблемы с сердцем, переезжает во Францию. С середины февраля 1874 года он поселяется в Париже, но летние месяцы продолжает проводить в России. Его живопись становится теперь еще более свободной. В 1880-1890-е годы появляются работы художника, охарактеризовать которые можно как этюды-картины («Москва. Кремль», «Тулон» и др.).

За границей Алексей Петрович курировал пенсионеров Академии Художеств. Он оказывал им не только творческую, но и материальную поддержку. Парижская мастерская живописца на Рю де Рома была всегда открыта для соотечественников. В 1877 году в Париже Боголюбов вместе с Тургеневым основал Общество взаимного вспоможения и благотворительности русских художников.

Одним из первых в стране А. П. Боголюбов обратил внимание общественности на необходимость развития в провинции художественных музеев, доступных для простого народа, и организацию рисовальных школ. В 1885 году он открыл первый провинциальный художественный музей в Саратове, дав ему имя своего деда А. Н. Радищева. По его же инициативе в 1897 году при музее было организовано рисовальное училище. В честь художника, всего три месяца не дожившего до этого события, оно было названо Боголюбовским. Музею и рисовальной школе живописец завещал весь свой капитал и имущество.

Жизненный путь А. П. Боголюбова завершился 26 октября (7 ноября) 1896 года в Париже. Из Франции прах художника был перевезен в Санкт-Петербург.

Значимость личности Боголюбова трудно переоценить. Творческое наследие художника, морского офицера, историографа флота, мецената, коллекционера, мыслителя и общественного деятеля составило около трех тысяч художественных произведений. Кроме того, он оставил письма и мемуарные труды, в которых отразил и свое время, и портреты своих современников. Особенно интересны «Записки моряка-художника», над которыми Боголюбов работал последние 15 лет жизни и которые, к сожалению, так и не завершил.

Заслуги А. П. Боголюбова были высоко оценены Российской империей. Живописцу согласно табелю о рангах был пожалован высший чин действительного тайного советника. Он был награжден орденами Святого Владимира, Святой Анны, Святого Станислава. Кроме того, за вклад в развитие связей между странами художник получил высшие награды Австрии, Франции, Бельгии, Дании.

 irmasirin

Адрес:
298179 республика Крым, г. Феодосия, п. Береговое, ул. Курская, 28, пансионат «Семёнов».
Форма обратной связи